Россия готова выйти из проекта нефтепровода Бургас-Александруполис - Шматко
Россия по-прежнему заинтересована в реализации проекта трансбалканского нефтепровода Бургас-Александруполис, он экономически целесообразен, но не делает на него ставку и готова выйти из него, задействовав при этом механизмы выплаты компенсации. Как сообщает РИА «Новости», об этом заявил министр энергетики России Сергей Шматко.
«Статус проекта сегодня такой, что мы практически заморозили всю деятельность, ждем окончательных официальных решений болгарского правительства. Исходим из того, что есть соответствующие межправительственные, корпоративные соглашения. Будем вести себя в соответствии с ними, в том числе возможны варианты выхода», - отметил министр.
Отвечая на вопрос, насколько возможен вариант выхода из проекта, Сергей Шматко сказал: «Абсолютно не исключаем».
«Когда болгарское правительство нас официально уведомит о том, будет ли оно выполнять заключенные ранее межправительственные соглашения или не будет, тогда будут работать механизмы, которые мы предусмотрели, с точки зрения, как мы будем считать возможный ущерб», - сообщил он.
Сергей Шматко утвердительно ответил на вопрос, означает ли это, что Россия будет требовать компенсации. «Очевидно, если будет официально объявлено, что этот проект не будет реализовываться, это допустимо - механизмы, которые предусматривают как проектное соглашение, так и межправительственное», - сказал глава Минэнерго.
При этом он подчеркнул, что в стратегии развития, в том числе транспортных коридоров, не делается большой ставки на этот проект.
«Нашими стратегиями развития, в том числе и с точки зрения развития транспортных коридоров, мы сегодня не делаем большой ставки на этот проект. Мы себе не можем этого позволить - сделать ставку на этот проект, и реализуем соответствующие альтернативные сценарии, в том числе на нашей территории», - сказал министр. По его словам, эти сценарии не будут дороже.
«Те проекты, которые мы реализуем на нашей территории, включая БТС-2, - достаточно хорошая, уверенная дорога в то, чтобы избежать транзитных рисков и выйти на большие порты», - сказал Шматко.
В то же время он не согласился с мнением о том, что проект Бургас-Александруполис не выгоден.
«И Россия, и Греция по-прежнему подчеркивают болгарской стороне свою заинтересованность, ставят вопросы о том, что будем продолжать», - сказал он.
Он назвал «ненужной выдумкой» и спекуляцией слова об экономической нецелесообразности проекта. «Это не так», - сказал он.
«Раньше мы были заинтересованы, у нас, напомню, подписаны соответствующие межправительственные соглашения. По сути говоря, все неплохо шло до тех пор, пока мы не столкнулись с проблемой эко-лоббистов в Болгарии. Сегодня болгарское правительство придирчиво смотрит эту составляющую», - сказал министр.
Отвечая на вопрос, будет ли 20 марта, до которого Болгария должна погасить долг по проекту в 7,3 млн евро, какой-либо поворотной точкой для судьбы нефтепровода, Сергей Шматко призвал разделять межправительственные соглашения и корпоративные.
«Меня вопрос о том, сколько и когда они денег заплатят, мало волнует: они тут должны как-то между собой разобраться», - отметил он.
Трансбалканский нефтепровод Бургас-Александруполис мощностью 35 млн тонн в год с возможным расширением до 50 млн тонн должен пройти из порта Бургас на Черном море в порт Александруполис на Эгейском море. Нефтепровод Бургас-Александруполис, как и конкурирующий с ним нефтепровод Самсун-Джейхан, изначально предназначен для транспортировки нефти по суше в обход перегруженных черноморских проливов Босфор и Дарданеллы.
Россия, Болгария и Греция подписали в 2007 году межправительственное соглашение о строительстве почти 300-километрового нефтепровода. Для реализации проекта стороны 6 февраля 2008 года зарегистрировали компанию Trans-Balkan Pipeline B.V. России в ней принадлежит 51%, Болгария и Греция поровну делят 49%. Участниками проекта с российской стороны являются «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром нефть».
Работы по проекту уже долгое время сопряжены со сложностями из-за позиции Болгарии. Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, пришедший к власти в 2009 году, несколько раз заявлял, что его страна отказывается от проекта Бургас-Александруполис. «Транснефть» ранее неоднократно жаловалась, что Болгария не финансирует свою часть проекта Бургас-Александруполис и в результате накопила долг в размере 7,3 млн евро. В СМИ периодически появляется неофициальная информация о закрытии проекта, однако акционеры ее опровергают. «Транснефть2 заявила лишь, что в сложившихся условиях расходы в рамках проекта Бургас-Александруполис будут минимизированы.
«Статус проекта сегодня такой, что мы практически заморозили всю деятельность, ждем окончательных официальных решений болгарского правительства. Исходим из того, что есть соответствующие межправительственные, корпоративные соглашения. Будем вести себя в соответствии с ними, в том числе возможны варианты выхода», - отметил министр.
Отвечая на вопрос, насколько возможен вариант выхода из проекта, Сергей Шматко сказал: «Абсолютно не исключаем».
«Когда болгарское правительство нас официально уведомит о том, будет ли оно выполнять заключенные ранее межправительственные соглашения или не будет, тогда будут работать механизмы, которые мы предусмотрели, с точки зрения, как мы будем считать возможный ущерб», - сообщил он.
Сергей Шматко утвердительно ответил на вопрос, означает ли это, что Россия будет требовать компенсации. «Очевидно, если будет официально объявлено, что этот проект не будет реализовываться, это допустимо - механизмы, которые предусматривают как проектное соглашение, так и межправительственное», - сказал глава Минэнерго.
При этом он подчеркнул, что в стратегии развития, в том числе транспортных коридоров, не делается большой ставки на этот проект.
«Нашими стратегиями развития, в том числе и с точки зрения развития транспортных коридоров, мы сегодня не делаем большой ставки на этот проект. Мы себе не можем этого позволить - сделать ставку на этот проект, и реализуем соответствующие альтернативные сценарии, в том числе на нашей территории», - сказал министр. По его словам, эти сценарии не будут дороже.
«Те проекты, которые мы реализуем на нашей территории, включая БТС-2, - достаточно хорошая, уверенная дорога в то, чтобы избежать транзитных рисков и выйти на большие порты», - сказал Шматко.
В то же время он не согласился с мнением о том, что проект Бургас-Александруполис не выгоден.
«И Россия, и Греция по-прежнему подчеркивают болгарской стороне свою заинтересованность, ставят вопросы о том, что будем продолжать», - сказал он.
Он назвал «ненужной выдумкой» и спекуляцией слова об экономической нецелесообразности проекта. «Это не так», - сказал он.
«Раньше мы были заинтересованы, у нас, напомню, подписаны соответствующие межправительственные соглашения. По сути говоря, все неплохо шло до тех пор, пока мы не столкнулись с проблемой эко-лоббистов в Болгарии. Сегодня болгарское правительство придирчиво смотрит эту составляющую», - сказал министр.
Отвечая на вопрос, будет ли 20 марта, до которого Болгария должна погасить долг по проекту в 7,3 млн евро, какой-либо поворотной точкой для судьбы нефтепровода, Сергей Шматко призвал разделять межправительственные соглашения и корпоративные.
«Меня вопрос о том, сколько и когда они денег заплатят, мало волнует: они тут должны как-то между собой разобраться», - отметил он.
Трансбалканский нефтепровод Бургас-Александруполис мощностью 35 млн тонн в год с возможным расширением до 50 млн тонн должен пройти из порта Бургас на Черном море в порт Александруполис на Эгейском море. Нефтепровод Бургас-Александруполис, как и конкурирующий с ним нефтепровод Самсун-Джейхан, изначально предназначен для транспортировки нефти по суше в обход перегруженных черноморских проливов Босфор и Дарданеллы.
Россия, Болгария и Греция подписали в 2007 году межправительственное соглашение о строительстве почти 300-километрового нефтепровода. Для реализации проекта стороны 6 февраля 2008 года зарегистрировали компанию Trans-Balkan Pipeline B.V. России в ней принадлежит 51%, Болгария и Греция поровну делят 49%. Участниками проекта с российской стороны являются «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром нефть».
Работы по проекту уже долгое время сопряжены со сложностями из-за позиции Болгарии. Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, пришедший к власти в 2009 году, несколько раз заявлял, что его страна отказывается от проекта Бургас-Александруполис. «Транснефть» ранее неоднократно жаловалась, что Болгария не финансирует свою часть проекта Бургас-Александруполис и в результате накопила долг в размере 7,3 млн евро. В СМИ периодически появляется неофициальная информация о закрытии проекта, однако акционеры ее опровергают. «Транснефть2 заявила лишь, что в сложившихся условиях расходы в рамках проекта Бургас-Александруполис будут минимизированы.