«Статус проекта сегодня такой, что мы практически заморозили всю деятельность, ждем окончательных официальных решений болгарского правительства. Исходим из того, что есть соответствующие межправительственные, корпоративные соглашения. Будем вести себя в соответствии с ними, в том числе возможны варианты выхода», - отметил министр.
Отвечая на вопрос, насколько возможен вариант выхода из проекта, Сергей Шматко сказал: «Абсолютно не исключаем».
«Когда болгарское правительство нас официально уведомит о том, будет ли оно выполнять заключенные ранее межправительственные соглашения или не будет, тогда будут работать механизмы, которые мы предусмотрели, с точки зрения, как мы будем считать возможный ущерб», - сообщил он.
Сергей Шматко утвердительно ответил на вопрос, означает ли это, что Россия будет требовать компенсации. «Очевидно, если будет официально объявлено, что этот проект не будет реализовываться, это допустимо - механизмы, которые предусматривают как проектное соглашение, так и межправительственное», - сказал глава Минэнерго.
При этом он подчеркнул, что в стратегии развития, в том числе транспортных коридоров, не делается большой ставки на этот проект.
«Нашими стратегиями развития, в том числе и с точки зрения развития транспортных коридоров, мы сегодня не делаем большой ставки на этот проект. Мы себе не можем этого позволить - сделать ставку на этот проект, и реализуем соответствующие альтернативные сценарии, в том числе на нашей территории», - сказал министр. По его словам, эти сценарии не будут дороже.
«Те проекты, которые мы реализуем на нашей территории, включая БТС-2, - достаточно хорошая, уверенная дорога в то, чтобы избежать транзитных рисков и выйти на большие порты», - сказал Шматко.
В то же время он не согласился с мнением о том, что проект Бургас-Александруполис не выгоден.
«И Россия, и Греция по-прежнему подчеркивают болгарской стороне свою заинтересованность, ставят вопросы о том, что будем продолжать», - сказал он.
Он назвал «ненужной выдумкой» и спекуляцией слова об экономической нецелесообразности проекта. «Это не так», - сказал он.
«Раньше мы были заинтересованы, у нас, напомню, подписаны соответствующие межправительственные соглашения. По сути говоря, все неплохо шло до тех пор, пока мы не столкнулись с проблемой эко-лоббистов в Болгарии. Сегодня болгарское правительство придирчиво смотрит эту составляющую», - сказал министр.
Отвечая на вопрос, будет ли 20 марта, до которого Болгария должна погасить долг по проекту в 7,3 млн евро, какой-либо поворотной точкой для судьбы нефтепровода, Сергей Шматко призвал разделять межправительственные соглашения и корпоративные.
«Меня вопрос о том, сколько и когда они денег заплатят, мало волнует: они тут должны как-то между собой разобраться», - отметил он.
Трансбалканский нефтепровод Бургас-Александруполис мощностью 35 млн тонн в год с возможным расширением до 50 млн тонн должен пройти из порта Бургас на Черном море в порт Александруполис на Эгейском море. Нефтепровод Бургас-Александруполис, как и конкурирующий с ним нефтепровод Самсун-Джейхан, изначально предназначен для транспортировки нефти по суше в обход перегруженных черноморских проливов Босфор и Дарданеллы.
Россия, Болгария и Греция подписали в 2007 году межправительственное соглашение о строительстве почти 300-километрового нефтепровода. Для реализации проекта стороны 6 февраля 2008 года зарегистрировали компанию Trans-Balkan Pipeline B.V. России в ней принадлежит 51%, Болгария и Греция поровну делят 49%. Участниками проекта с российской стороны являются «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром нефть».
Работы по проекту уже долгое время сопряжены со сложностями из-за позиции Болгарии. Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, пришедший к власти в 2009 году, несколько раз заявлял, что его страна отказывается от проекта Бургас-Александруполис. «Транснефть» ранее неоднократно жаловалась, что Болгария не финансирует свою часть проекта Бургас-Александруполис и в результате накопила долг в размере 7,3 млн евро. В СМИ периодически появляется неофициальная информация о закрытии проекта, однако акционеры ее опровергают. «Транснефть2 заявила лишь, что в сложившихся условиях расходы в рамках проекта Бургас-Александруполис будут минимизированы.