Комитет Парижского меморандума о взаимопонимании о контроле судов государством порта одобрил новый инспекционный режим
Комитет Парижского меморандума о взаимопонимании о контроле судов государством порта на своей 43-й сессии в Дублине (Ирландия) окончательно одобрил Новый инспекционный режим. Как указано в сообщении Минтранса России, Наиболее важное решение Комитета – окончательное принятие нового инспекционного режима (НИР), разрабатывавшегося Парижским меморандумом и Евросоюзом несколько последних лет. НИР начнет действовать с 1 января 2011 года и значительным образом изменит существующую систему контроля судов в портах европейских стран.
Основной идеей НИР является схема, основанная на оценке рисков в отношении каждого конкретного судна. Суда и судоходные компании, имеющие высокие показатели качественного управления безопасностью мореплавания, получат преференции в виде уменьшения, как количества, так и объема инспекционных проверок в портах, в то время как суда, имеющие повышенный риск невыполнения международных требований безопасности мореплавания будут проверяться более часто и более тщательно.
НИР учитывает последние изменения в Международных морских конвенциях, и содержит ряд конкретных инструкций инспекторам государственного портового контроля. В качестве элементов системы оценки риска судна впервые включены качественные показатели судоходной компании судна и результаты прохождения государством флага судна проверки в рамках системы добровольного аудита Международной морской организации. Также показателями в оценке рисков будут рейтинг признанной организации, возраст судна, результаты предыдущих проверок и др. НИР предусматривает запуск новой информационной системы Парижского меморандума - ТЕТИС, разработанной Европейским агентством безопасности мореплавания. Существующая в настоящее время (с 1982 года) французская информационная система государственного портового контроля СИРЕНАК прекратит свое существование с 2011 года.
Новым является требование предварительного информирования о заходе судов в порты с применением электронных средств сбора информации. Суда (или их представители, агенты) обязаны направлять властям порта захода информацию за 72 и 24 часа до предполагаемого захода в порт, а также информацию о фактическом заходе и выходе судна из порта. Юридически обязывающее требование о представлении информации о заходе судна в порт содержится в директиве ЕС 19/2009/EC (в Российской Федерации такое требование установлено приказом Минтранса России от 2009 года № 140).
Принимая во внимание ожидаемое вступление в силу Международной конвенции о труде моряков 2006 года, Комитетом приняты меры по разработке процедур контроля судов на предмет выполнения требований этой конвенции. Специальной рабочей группе Парижского меморандума поручено завершить работу над процедурами в 2011 году.
Комитетом одобрено проведение концентрированной инспекционной кампании по обеспечению остойчивости танкеров. Кампания пройдет в период с сентября по ноябрь 2010 года. Результаты кампании будут опубликованы и направлены в ИМО для принятия мер по повышению безопасности танкеров.
Комитетом одобрен ежегодный отчет, который, в частности, содержит «черно-серо-белые» списки государств флагов и классификационных обществ, рассчитанные на основании анализа инспекционных данных за 2007 – 2009 годы. Россия, как государство флага, и Российский морской регистр судоходства включены в соответствующие «белые» списки.
Следующая сессия Комитета Парижского меморандума пройдет в мае 2011 года в Италии.
Напомним, что в соответствии с нормами международных морских конвенций государство порта захода судна имеет право проводить проверки (инспекции) иностранных судов на предмет соответствия судов требованиям конвенций в части безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения, а также обеспечения надлежащих условий труда и проживания моряков на судне. В результате проверки судна инспектор государственного портового контроля может зафиксировать недостатки и несоответствия конвенционным требованиям, и при серьезных нарушениях, угрожающих жизни людей или окружающей среде, запретить выход судна из порта до устранения выявленных недостатков.
Региональная организация государственного портового контроля – Парижский меморандум, была создана в 1982 году 14-ю европейскими странами с целью координации усилий по инспектированию иностранных судов в портах Европы. Сотрудничество стран в государственном портовом контроле приводит к рациональному распределению инспекционных ресурсов между участвующими странами и предотвращает эксплуатацию «субстандартных» судов за счет эффективного обмена данными о результатах инспектирования. В настоящее время Парижский Меморандум насчитывает 27 членов (включая Россию) и охватывает все порты Европы и Канады.
Высшим органом Парижского меморандума является Комитет, который собирается 1 раз в год в странах, членах Парижского меморандума. Исполнительный орган Парижского меморандума – Секретариат, расположен в Гааге (Нидерланды). Информационный центр меморандума расположен в г. Сен-Мало (Франция), а с 1 января 2011 года - в г. Лиссабон (Португалия).
Основной идеей НИР является схема, основанная на оценке рисков в отношении каждого конкретного судна. Суда и судоходные компании, имеющие высокие показатели качественного управления безопасностью мореплавания, получат преференции в виде уменьшения, как количества, так и объема инспекционных проверок в портах, в то время как суда, имеющие повышенный риск невыполнения международных требований безопасности мореплавания будут проверяться более часто и более тщательно.
НИР учитывает последние изменения в Международных морских конвенциях, и содержит ряд конкретных инструкций инспекторам государственного портового контроля. В качестве элементов системы оценки риска судна впервые включены качественные показатели судоходной компании судна и результаты прохождения государством флага судна проверки в рамках системы добровольного аудита Международной морской организации. Также показателями в оценке рисков будут рейтинг признанной организации, возраст судна, результаты предыдущих проверок и др. НИР предусматривает запуск новой информационной системы Парижского меморандума - ТЕТИС, разработанной Европейским агентством безопасности мореплавания. Существующая в настоящее время (с 1982 года) французская информационная система государственного портового контроля СИРЕНАК прекратит свое существование с 2011 года.
Новым является требование предварительного информирования о заходе судов в порты с применением электронных средств сбора информации. Суда (или их представители, агенты) обязаны направлять властям порта захода информацию за 72 и 24 часа до предполагаемого захода в порт, а также информацию о фактическом заходе и выходе судна из порта. Юридически обязывающее требование о представлении информации о заходе судна в порт содержится в директиве ЕС 19/2009/EC (в Российской Федерации такое требование установлено приказом Минтранса России от 2009 года № 140).
Принимая во внимание ожидаемое вступление в силу Международной конвенции о труде моряков 2006 года, Комитетом приняты меры по разработке процедур контроля судов на предмет выполнения требований этой конвенции. Специальной рабочей группе Парижского меморандума поручено завершить работу над процедурами в 2011 году.
Комитетом одобрено проведение концентрированной инспекционной кампании по обеспечению остойчивости танкеров. Кампания пройдет в период с сентября по ноябрь 2010 года. Результаты кампании будут опубликованы и направлены в ИМО для принятия мер по повышению безопасности танкеров.
Комитетом одобрен ежегодный отчет, который, в частности, содержит «черно-серо-белые» списки государств флагов и классификационных обществ, рассчитанные на основании анализа инспекционных данных за 2007 – 2009 годы. Россия, как государство флага, и Российский морской регистр судоходства включены в соответствующие «белые» списки.
Следующая сессия Комитета Парижского меморандума пройдет в мае 2011 года в Италии.
Напомним, что в соответствии с нормами международных морских конвенций государство порта захода судна имеет право проводить проверки (инспекции) иностранных судов на предмет соответствия судов требованиям конвенций в части безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения, а также обеспечения надлежащих условий труда и проживания моряков на судне. В результате проверки судна инспектор государственного портового контроля может зафиксировать недостатки и несоответствия конвенционным требованиям, и при серьезных нарушениях, угрожающих жизни людей или окружающей среде, запретить выход судна из порта до устранения выявленных недостатков.
Региональная организация государственного портового контроля – Парижский меморандум, была создана в 1982 году 14-ю европейскими странами с целью координации усилий по инспектированию иностранных судов в портах Европы. Сотрудничество стран в государственном портовом контроле приводит к рациональному распределению инспекционных ресурсов между участвующими странами и предотвращает эксплуатацию «субстандартных» судов за счет эффективного обмена данными о результатах инспектирования. В настоящее время Парижский Меморандум насчитывает 27 членов (включая Россию) и охватывает все порты Европы и Канады.
Высшим органом Парижского меморандума является Комитет, который собирается 1 раз в год в странах, членах Парижского меморандума. Исполнительный орган Парижского меморандума – Секретариат, расположен в Гааге (Нидерланды). Информационный центр меморандума расположен в г. Сен-Мало (Франция), а с 1 января 2011 года - в г. Лиссабон (Португалия).