Директор ООО «Фарватер» Алексей Гопонтюй (1957 г.р.) и его заместитель по организации перевозок грузов и безопасной эксплуатации судов Виктор Гордиенко (1953 г.р.) нарушили правила безопасности эксплуатации речного транспорта, что повлекло аварию теплохода «Некрасов» и смерть по неосторожности 14 человек, говорится в сообщении суда.
Из материалов дела следовало, что теплоход «Некрасов» 1953 года выпуска имел классификацию пассажирского судна для перевозки 26 пассажиров. В июне 2005 года при согласовании технической документации судна Федеральное госучреждение «Российский речной реестр» допустило классификацию судна как грузового. При этом в технических характеристиках был существенно снижен уровень безопасности, в том числе остойчивости судна и его непотопляемости. Судно было допущено для перевозок грузов даже без нанесения на надводном борту теплохода отметок палубной линии и грузовой марки, лимитирующей предельную загрузку судна, что нарушило «Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания».
В сентябре 2005 года на причале в районе нефтебазы порта Красноярск была осуществлена погрузка на теплоход «Некрасов» груза в виде овощей и фруктов. При этом отсутствовал план размещения груза, общий вес погруженного документально нигде не фиксировался, осадка судна не определялась. Желая повысить доходность коммерческой эксплуатации теплохода, судовладельцы допустили погрузку не менее 102 тонн груза при максимально допустимых 70 тоннах. Кроме того, в противоречие с инструкцией по погрузке и выгрузке, для размещения груза были использованы все возможные площади теплохода. Коробки с овощами и фруктами располагались не только в помещениях, предусмотренных для этого технической документацией, то есть в носовых и кормовых салонах и трюмах, но и на площадях открытых палуб судна. В том числе на носу, корме, проходах вдоль салонов, на шлюпочной палубе, на тентовой крыше за рулевой рубкой, во внутренних помещениях. Груз был размещен неравномерно: в трюмах находилось меньше груза, чем на открытых площадях теплохода, что категорически запрещено инструкцией.
Кроме того, Гопонтюй незаконно передал одному из членов экипажа 189 патронов к огнестрельному оружию, чтобы тот отдал их знакомому в п. Вернеимбатск Туруханского района.
12 сентября теплоход «Некрасов», со значительным перегрузом и, обладая минимальной остойчивостью, отправился в рейс до Дудинки. На борту судна находились 5 членов экипажа и 19 пассажиров, 16 из которых – граждане Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана и трое жители Красноярского края. Трое местных жителей сошли на берег в поселок Верхнеимбатск. Днем 16 сентября 2005 года при выполнении поворота вправо для захода в морской порт Дудинки судно получило крен, вода стала заливаться во внутренние помещения через открытые иллюминаторы, которые нельзя было закрыть из-за стоящих с овощами ящиков. В результате теплоход опрокинулся. Из тонущего теплохода сумели выбраться три члена экипажа (рулевой моторист, его помощник-практикант и единственная женщина - повар) и четверо пассажиров. Их сняли с находящихся на плаву частей теплохода экипажи проходящих поблизости судов. Не смогли вовремя покинуть судно два члена экипажа – командир и его старший помощник и 12 пассажиров, все они погибли.
В 2007 году приговором суда Таймырского автономного округа Гопонтюй и Гордиенко были осуждены соответственно к 4 годам 8 месяцам лишения свободы условно и к 4 годам 4 месяцам лишения свободы условно. Вследствие чрезмерной мягкости наказания Дудинский транспортный прокурор внес кассационное представление в Верховный суд РФ, который направил дело в 2008 году на новое рассмотрение в Красноярский краевой суд.
Приговор оглашался 3 дня, начиная с 7 сентября 2009 года. Гопонтюя суд признал виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 263 и ч. 1 ст. 222 УК РФ и назначил наказание в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. Гордиенко признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ и получил наказание в виде 4 лет лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. Оба осужденных также лишены права заниматься деятельностью, связанной с управлением и эксплуатацией внутреннего водного транспорта, сроком на три года.
Меру пресечения в отношении Гопонтюя и Гордиенко до вступления приговора в законную силу Красноярский краевой суд оставил прежнюю – подписку о невыезде. И обязал осужденных по направлению территориального органа уголовно-исполнительной системы самостоятельно следовать к месту отбывания наказания в колонию-поселение.
Красноярский краевой суд также постановил взыскать с осужденных процессуальные издержки в федеральный бюджет: с Гопонтюя в размере 53,3 тыс. рублей, с Гордиенко – 69,4 тыс. рублей.