• 18 февраля 2009 14:29

    АСК обратится в Минтранс РФ с запросом о порядке толкования отдельных пунктов бункерной конвенции

    Ассоциация судоходных компаний (АСК) РФ в ближайшее время направит запрос в Минтранс РФ о порядке толкования отдельных пунктов Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года в части правомерности расчета требуемого по Конвенции страхового покрытия путем суммирования общегражданского лимита ответственности и лимита ответственности за вред, причиненных жизни и здоровью людей, а также предложения по применению п. 12 статьи 7 Конвенции. Об этом сообщается на сайте АСК.

    Также АСК подготавливает соответствующее обоснование для обращения в Минтранс России с просьбой рассмотреть вопрос о реализации Российской Федерацией пункта 15 статьи 7 Конвенции, предусматривающего возможность освобождения судов, эксплуатируемых исключительно в пределах территориального моря Российской Федерации, от требований Конвенции в части обязательного страхования и наличия соответствующего Свидетельства.

    В соответствии с условиями Конвенции на каждом судне под флагом государства-участника вместимостью более 1 000 должно иметься свидетельство об обязательном страховании ответственности судовладельца за разлив бункера. При этом лимиты такой ответственности определяются на основании Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям, 1976 года (LLMC 1976), в редакции Протокола 1996 года (1996 LLMC Protocol).

    Это означает, что в отношении судов вместимостью от 1 000 до 2 000 требуется страховое покрытие в размере 1 млн расчетных единиц (СПЗ/SDR), или около $1 млн 495 тыс. (по котировке МВФ на 5 февраля 2009 года).Соответственно, для судов вместимостью:
    - от 2 000 до 30 000 размер требуемого покрытия увеличивается для каждой тонны - на 400 SDR (около $598  США);

    - от 30 000 до 70 000 размер покрытия увеличивается еще на 300 SDR (около $448  США);

    - более 70 000 размер покрытия увеличивается на 200 SDR (около $299  США).

    Кроме того, следует учитывать, что 1996 LLMC Protocol предусматривает еще один лимит ответственности — в отношении вреда жизни и здоровью человека. При этом, исходя из информации, размещенной на сайте ИМО, мнения страховых компаний (включая международные P&I Клубы) и практики уполномоченных органов отдельных государств-участников, размер требуемого с судовладельца страхового покрытия по Конвенции необходимо рассчитывать путем суммирования вышеуказанных лимитов по общегражданской ответственности и лимитов по причинению вреда жизни и здоровью людей.
    АСК принципиально несогласно с такой трактовкой текста Конвенции по следующим основаниям: во-первых, систематическое толкование пп. а) п. 9 статьи 1 и п. 1 статьи 7 Конвенции  предполагает, что страховым покрытием должны быть обеспечены исключительно риски, связанные с причинением загрязнения вне судна вследствие сброса или разлития бункерной нефти из судна. Напрямую связать причинение загрязнения и вред жизни и здоровью человека практически невозможно. Во-вторых, лимит ответственности за разлив бункерного топлива, рассчитанный вышеуказанным способом, фактически значительно превышает лимиты, установленные Международной конвенцией о гражданской ответственности за разлив нефти, 1969 года (в редакции Протокола 1992 года). Иными словами, владельцев сухогрузного и пассажирского флота обязывают страховать свою ответственность за разлив бункерного топлива в двукратном размере по сравнению с требованиями обязательного страхования, предъявляемыми к нефтеналивному флоту на основании Протокола 1992 года.

    Как отмечает АСК, Конвенция устанавливает вышеуказанные лимиты в качестве требования к максимальному страховому покрытию, которое можно требовать от судна под флагом государства-участника Конвенции. При этом, национальным законодательством в рамках настоящей Конвенции может быть установлен меньший размер покрытия. На сегодняшний день у АСК отсутствует информация о намерении Минтранса России инициировать снижение размера покрытия в качестве меры по поддержке судовладельцев в условиях кризиса.

    Субъекты, выдающие свидетельства о подтверждении страхового покрытия (далее Свидетельства) и порядок получения Свидетельств. В настоящий момент государственные органы либо организации, уполномоченные на выдачу Свидетельств в Российской Федерации не определены. По информации, полученной из Минтранса России, принятие соответствующего нормативного документа планируется ориентировочно к концу апреля 2009 года. В соответствии с нормами Конвенции, полномочия государственных органов или организаций на выдачу Свидетельств вступают в силу по истечении трех месяцев с даты уведомления о их назначении, направленного Генеральному секретарю ИМО. Таким образом, можно предположить, что выдача Свидетельств в Российской Федерации начнется на законных основаниях не ранее второй половины 2009 года.

    В связи с этим сообщаем, что согласно достигнутой в декабре 2008 года договоренности сопредседателей Российско-Германской смешанной комиссии по морскому транспорту российские судовладельцы до вступления Конвенции в силу на территории Российской Федерации могут получить необходимые документы в Германии, где функции по их оформлению поручены Федеральному управлению по гидрографии и судоходству. Подробная информация по данному вопросу размещена в интернете по ссылке.
    Ряд российских страховых компаний при приобретении у них полисов страхования ответственности на коммерческих условиях оказывает судовладельцам услуги по получению последними Свидетельств из уполномоченных органов иных стран-участников Конвенции, иных, чем Германия. В данной ситуации, в целях оказания помощи судовладельцам и во избежание повторения имевших место случаев злоупотреблений со стороны некоторых страховых компаний,  АСК провела переговоры со страховыми компаниями, признаваемым вышеуказанным уполномоченным органом Германии. По результатам переговоров была достигнута договоренность о взаимном сотрудничестве в 2009 году, включающем: оперативный контроль АСК за деятельностью страховщиков по соблюдению требований Конвенции при организации получения Свидетельств; предоставление всем судовладельцам, рекомендуемым АСК, единой пакетной скидки в размере 10% при страховании ответственности судов в соответствии с нормами Конвенции.

    Оперативную информацию по данному вопросу члены АСК и иные судоходные компании могут получить в Ассоциации судоходных компаний.


13 ноября 2024

19:00 В Санкт-Петербурге до конца ноября 2024 года обновят городской причал «Адмиралтейство»
18:47 Грузопоток по СМП с начала 2024 года к середине ноября вырос на 5,3% — до 33 млн тонн
18:19 Белорусскому терминалу в Мурманске будут предоставлены налоговые льготы и гарантирован провоз по железной дороге
17:56 Росморпорт начал предоставлять разъездные суда в районы Керчь-Еникальского канала и Таманского судоходного пути
17:21 Андрей Чибис: Севморпуть нужно вывести на коммерческую окупаемость к 2035 году
17:16 РС внедрит новые правила для маломерных дистанционно управляемых и автономных судов
16:59 В Морской коллегии прорабатывают возможность формирования единого нацпроекта по Арктике
16:45 Экспорт донского угля за 9 месяцев 2024 года удвоился за счет переориентации на страны Африки и ЮВА
16:39 Игорь Левитин предложил создать оператора балкерного флота на Севморпути
15:58 Заказанный INEOS танкер будет перевозить партии углекислого газа в хранилище в Северном море
15:44 Контейнерные перевозки по Транскаспийскому транспортному маршруту за январь‒октябрь 2024 года выросли в 2,6 раза
15:27 На судно проекта «Карелия» установлен первый из двух главных двигателей
15:11 Краболов проекта ССa 5712 LS «Капитан Фирсов» прибыл в Санкт-Петербург для достроечных работ
14:56 Николай Патрушев обсудил с главой Дагестана развитие порта Махачкала
14:19 Торги Росрыболовства по продаже пяти крабовых инвестквот не состоялись из-за отсутствия заявок
13:48 РЦПКБ «Стапель» завершило разработку проекта плавучего пассажирского причала RDB 74.02М
13:29 В морпортах Астрахань и Оля прошла тренировка по ликвидации нефтеразливов
13:11 СУДС залива Анива (порт Корсаков) прошла переосвидетельствование
12:55 Флот Азово-Черноморского филиала Росморпорта пополнили буксиры «Бодрый» и «Мощный»
12:34 Три судна «Черноморнефтегаза» планируется выставить на торги за 27,7 млн рублей
11:57 Грузооборот порта Охотск (Хабаровский край) в навигацию 2024 года увеличился на 5,8% — до 399 тыс. тонн
11:43 В Якутии возобновилась работа паромной переправы по маршруту Жатай — Техтюр
11:23 Танкер-химовоз проекта 00216М «Азимут-1» прошел ходовые испытания
09:40 НЭС «Михаил Сомов» вернулось в Архангельск из завершающего навигацию-2024 рейса
09:18 ZeroNorth и Vitol испытывают цифровое оформление бункеровочных операций в порту Роттердам
08:59 Паромные перевозки по маршруту Жатай — Техтюр (Якутия) приостановлены на период ледокольных работ
08:42 Геополитические риски поддерживают танкерный рынок
08:21 Экомониторинг подтвердил безопасность операций «ОТЭКО» в порту Тамань
08:00 MOL ожидает падения ставок фрахта на балкеры в начале 2025 года

12 ноября 2024

20:06 Объем перевалки грузов в речном порту Кимры в навигацию 2024 года вырос на 50% — до 670 тыс. тонн
19:50 Российская палата судоходства: Потенциал внутреннего водного транспорта пока полностью не реализован
19:31 Речные информационные системы планируется запустить в 2025 году в четырех бассейнах ВВП
19:22 Полноценное использование электронных навигационных карт на ВВП станет возможным с 2026 года
19:00 Российская подлодка «Уфа» покинула индонезийский порт Сурабая
18:57 Грузоперевозки по ВВП России с начала навигации 2024 года выросли на 10% — до 90 млн тонн
18:54 Росморречфлот: Проект «Южной подковы» будет реализован при наличии достаточной грузовой базы
18:42 В перечень речных логистических центров России планируется включить новые порты
18:37 Церемония поднятия флагов на двух сторожевых катерах проекта КС-850 прошла в Таганроге
18:33 Практические решения по организации северного завоза будут обсуждаться 3‒4 декабря в Москве
18:15 Речные перевозки пассажиров в РФ за январь-октябрь 2024 года выросли на 13% — до 11 млн человек
18:04 Ущерб от обрыва кабеля ЛЭП буксируемым плавкраном в Башкирии оценен в 2 млн рублей
17:48 Участок ВВП от Сарапула до Воткинского гидроузла останется лимитирующим после строительства БГУ и проекта в Городце
17:35 Грузооборот морпортов России за январь‒октябрь 2024 года снизился на 3,2% — до 743 млн тонн
17:26 Усть-Лужский контейнерный терминал начал осуществлять хранение опасных грузов
17:07 Грузооборот порта Рига (Латвия) в январе-октябре 2024 года снизился на 6,6% — до 14,7 млн тонн
16:54 Выручка AD Ports Group в третьем квартале 2024 года выросла на 10% — до $1,3 млрд
16:35 Количество заходов круизных судов в Ярославской области в навигацию 2024 года увеличилось на 15%
16:19 Экипаж атомного ледокола «Урал» укомплектован спасателями-операторами БПЛА
15:58 НТК за десять месяцев 2024 года перевезла 40,8 млн тонн экспортных грузов
15:41 Из порта Мариуполь за январь‒октябрь 2024 года экспортировано 112 тыс. тонн пшеницы
15:16 Экспортные перевозки удобрений по сети РЖД за 10 месяцев 2024 года выросли на 16,5% — до 29,3 млн тонн
15:07 Губернатор: Морскую перевозку грузов в Калининградскую область обеспечивают 27 судов
14:49 Ставки фрахта на танкеры-продуктовозы в мире в октябре 2024 года менялись разнонаправленно
14:25 «Русский Уголь» в навигацию-2024 поставил 180 тыс. тонн энергоресурсов в отдаленные районы Камчатки
14:08 В Госдуму внесен законопроект о налоге на сверхприбыль для угольной и нефтегазовой отраслей
13:51 Ставки фрахта на танкеры VLCC продолжили рост в октябре 2024 года
13:32 РКО окончило технаблюдение за постройкой несамоходной баржи проекта Б260
13:13 Порт Корсаков (Сахалин) для ускорения перевалки контейнеров начал обработку морских судов ночью
12:56 Ставки фрахта на балкеры в октябре 2024 года в целом снижались
12:34 Суда проекта 3050.1А «Стерх» и «Чибис» прошли ходовые испытания в акватории Невы
12:18 В египетском порту завершено дноуглубление участков акватории для развития Суэцкого канала
11:59 ОСК разработала универсальную платформу для арктического флота
11:29 Подписано соглашение о создании интермодального грузового терминала в морском порту Алят (Азербайджан)
11:23 Верхнеленское речное пароходство увеличило грузоперевозки в 2024 году на 14,5%
10:57 «Нева Тревел» в навигацию 2024 года перевезла в Санкт-Петербурге 1,3 млн человек — на уровне прошлого года
10:40 Правительство РФ и РЖД представят предложения по увеличению объемов вывоза контейнеров с Дальнего Востока
10:26 Зерновой терминал мощностью 1 млн тонн в год ввели в эксплуатацию в порту Курык (Казахстан)
10:11 Президент РФ поручил уточнить методику распределения дотаций регионам на северный завоз грузов
09:35 Владимир Путин поручил подготовить предложения о снижении стоимости кредитов на инвестпроекты в Арктике и ДФО
09:17 Растущий спрос Индии на ресурсы обуславливает развитие морского сообщения с Дальним Востоком России