АСК обратится в Минтранс РФ с запросом о порядке толкования отдельных пунктов бункерной конвенции
Ассоциация судоходных компаний (АСК) РФ в ближайшее время направит запрос в Минтранс РФ о порядке толкования отдельных пунктов Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года в части правомерности расчета требуемого по Конвенции страхового покрытия путем суммирования общегражданского лимита ответственности и лимита ответственности за вред, причиненных жизни и здоровью людей, а также предложения по применению п. 12 статьи 7 Конвенции. Об этом сообщается на сайте АСК.
Также АСК подготавливает соответствующее обоснование для обращения в Минтранс России с просьбой рассмотреть вопрос о реализации Российской Федерацией пункта 15 статьи 7 Конвенции, предусматривающего возможность освобождения судов, эксплуатируемых исключительно в пределах территориального моря Российской Федерации, от требований Конвенции в части обязательного страхования и наличия соответствующего Свидетельства.
В соответствии с условиями Конвенции на каждом судне под флагом государства-участника вместимостью более 1 000 должно иметься свидетельство об обязательном страховании ответственности судовладельца за разлив бункера. При этом лимиты такой ответственности определяются на основании Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям, 1976 года (LLMC 1976), в редакции Протокола 1996 года (1996 LLMC Protocol).
Это означает, что в отношении судов вместимостью от 1 000 до 2 000 требуется страховое покрытие в размере 1 млн расчетных единиц (СПЗ/SDR), или около $1 млн 495 тыс. (по котировке МВФ на 5 февраля 2009 года).Соответственно, для судов вместимостью:
- от 2 000 до 30 000 размер требуемого покрытия увеличивается для каждой тонны - на 400 SDR (около $598 США);
- от 30 000 до 70 000 размер покрытия увеличивается еще на 300 SDR (около $448 США);
- более 70 000 размер покрытия увеличивается на 200 SDR (около $299 США).
Кроме того, следует учитывать, что 1996 LLMC Protocol предусматривает еще один лимит ответственности — в отношении вреда жизни и здоровью человека. При этом, исходя из информации, размещенной на сайте ИМО, мнения страховых компаний (включая международные P&I Клубы) и практики уполномоченных органов отдельных государств-участников, размер требуемого с судовладельца страхового покрытия по Конвенции необходимо рассчитывать путем суммирования вышеуказанных лимитов по общегражданской ответственности и лимитов по причинению вреда жизни и здоровью людей.
АСК принципиально несогласно с такой трактовкой текста Конвенции по следующим основаниям: во-первых, систематическое толкование пп. а) п. 9 статьи 1 и п. 1 статьи 7 Конвенции предполагает, что страховым покрытием должны быть обеспечены исключительно риски, связанные с причинением загрязнения вне судна вследствие сброса или разлития бункерной нефти из судна. Напрямую связать причинение загрязнения и вред жизни и здоровью человека практически невозможно. Во-вторых, лимит ответственности за разлив бункерного топлива, рассчитанный вышеуказанным способом, фактически значительно превышает лимиты, установленные Международной конвенцией о гражданской ответственности за разлив нефти, 1969 года (в редакции Протокола 1992 года). Иными словами, владельцев сухогрузного и пассажирского флота обязывают страховать свою ответственность за разлив бункерного топлива в двукратном размере по сравнению с требованиями обязательного страхования, предъявляемыми к нефтеналивному флоту на основании Протокола 1992 года.
Как отмечает АСК, Конвенция устанавливает вышеуказанные лимиты в качестве требования к максимальному страховому покрытию, которое можно требовать от судна под флагом государства-участника Конвенции. При этом, национальным законодательством в рамках настоящей Конвенции может быть установлен меньший размер покрытия. На сегодняшний день у АСК отсутствует информация о намерении Минтранса России инициировать снижение размера покрытия в качестве меры по поддержке судовладельцев в условиях кризиса.
Субъекты, выдающие свидетельства о подтверждении страхового покрытия (далее Свидетельства) и порядок получения Свидетельств. В настоящий момент государственные органы либо организации, уполномоченные на выдачу Свидетельств в Российской Федерации не определены. По информации, полученной из Минтранса России, принятие соответствующего нормативного документа планируется ориентировочно к концу апреля 2009 года. В соответствии с нормами Конвенции, полномочия государственных органов или организаций на выдачу Свидетельств вступают в силу по истечении трех месяцев с даты уведомления о их назначении, направленного Генеральному секретарю ИМО. Таким образом, можно предположить, что выдача Свидетельств в Российской Федерации начнется на законных основаниях не ранее второй половины 2009 года.
В связи с этим сообщаем, что согласно достигнутой в декабре 2008 года договоренности сопредседателей Российско-Германской смешанной комиссии по морскому транспорту российские судовладельцы до вступления Конвенции в силу на территории Российской Федерации могут получить необходимые документы в Германии, где функции по их оформлению поручены Федеральному управлению по гидрографии и судоходству. Подробная информация по данному вопросу размещена в интернете по ссылке.
Ряд российских страховых компаний при приобретении у них полисов страхования ответственности на коммерческих условиях оказывает судовладельцам услуги по получению последними Свидетельств из уполномоченных органов иных стран-участников Конвенции, иных, чем Германия. В данной ситуации, в целях оказания помощи судовладельцам и во избежание повторения имевших место случаев злоупотреблений со стороны некоторых страховых компаний, АСК провела переговоры со страховыми компаниями, признаваемым вышеуказанным уполномоченным органом Германии. По результатам переговоров была достигнута договоренность о взаимном сотрудничестве в 2009 году, включающем: оперативный контроль АСК за деятельностью страховщиков по соблюдению требований Конвенции при организации получения Свидетельств; предоставление всем судовладельцам, рекомендуемым АСК, единой пакетной скидки в размере 10% при страховании ответственности судов в соответствии с нормами Конвенции.
Оперативную информацию по данному вопросу члены АСК и иные судоходные компании могут получить в Ассоциации судоходных компаний.