1. Главная
  2. Новости
  3. Минпромторг направит на разработку и строительство скоростного судна из композитных материалов 660 млн...

2 августа 2025   17:40

Минпромторг направит на разработку и строительство скоростного судна из композитных материалов 660 млн рублей

Работы будут выполняться в рамках федерального проекта «Производство судов и судового оборудования»

Министерство промышленности и торговли РФ объявило о проведении электронного конкурса на право заключения государственного контракта, в рамках которого предполагается создание экспериментального образца высокоскоростного пассажирского катамарана на подводных крыльях из композитных материалов с модульным принципом компоновки судна. Информация об этом содержится в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 660 млн рублей. При этом в 2025 году на реализацию проекта предполагается выделить 90 млн рублей, в 2026 году — 460 млн рублей, а в 2027 году — 110 млн рублей.

Заявки на участие в конкурсе будут приниматься до 25 августа, итоги будут подведены 29 августа 2025 года. Срок исполнения контракта — 17 декабря 2027 года.

Выполнение работ в рамках государственного контракта будет проходить в три этапа. Так, разработка технического проекта и конструкторской документации судна должна быть представлена к 12 ноября 2025 года. В период с 13 ноября 2025 года по 12 ноября 2026 года должен быть построен экспериментальный образец судна. А с 13 ноября 2026 года по 12 ноября 2027 года должны состояться испытания готового суда, а также сдача катамарана.

Уточняется, что опытно-конструкторские работы будут выполняться в рамках федерального проекта «Производство судов и судового оборудования» государственной программы «Научно технологическое развитие Российской Федерации».

В документации к конкурсу сообщается, что реализация проекта будет способствовать обновлению пассажирского речного флота России. Предполагается, что судно будет иметь пассажировместимость от 71 до 81 человека.

«По результатам оценки рынка пассажирских судов на подводных крыльях (СПК) наблюдается потребность в классе среднеразмерных пассажирских СПК в модельном ряде отечественных производителей. Крупноразмерное СПК «Метеор-120Р» ориентировано на перевозку большого количества пассажиров на значительные расстояния, имеет высокую стоимость и дорогую эксплуатацию. СПК «Валдай 45Р» обладает небольшой пассажировместимостью и рассчитано на движение по мелководью», — говорится в документации.

В Минпромторге рассчитывают, что новый скоростной катамаран, «обладая размерными и скоростными характеристиками «Валдай 45Р», будет обеспечивать перевозку до 81 пассажира при более низких эксплуатационных расходах и высоких темпах строительства».

Кроме того, за счет применения в конструкции судна широкой номенклатуры готовых изделий из продуктовой линейки судового комплектующего оборудования российских компаний планируется высокая локализация производства. Отмечается, что при производстве пассажирских СПК, спроектированных до 2020 года, имеются проблемы в части необходимости импортозамещения ряда ключевых агрегатов с соответствующей вынужденной модификацией конструкции судов.

«В концепцию разрабатываемого судна заложен принцип модульной компоновки конечного изделия, что позволит в дальнейшем существенно расширить перечень потенциальных заказчиков судна за счет широкой вариативности характеристик», — говорится в документации.

При этом модульный позволит строить суда с движителями, как в крыльевом устройстве, так и в бескрыльевом варианте с винторулевыми колонками. Данный подход должен обеспечить дополнительную устойчивость проекту за счет минимизации технологических и конструкторских рисков в связи с получение практических результатов на промежуточной стадии ОКР.

Проект судна предполагает применение композитных материалов при изготовлении всех основных конструктивных элементов. А с целью повышения технологичности изготовления катамарана из композита будут применяться матрицы из полипропилена с увеличенным сроком службы, изготавливаемые методом 3-D печати.

«Близким по конструктивному решению импортным аналогом является судно-катамаран от компании Candela, которое реализовано в виде СПК на глубоко погруженных крыльях и также сделано из углепластика», — считают в министерстве.

Будущее судно будет иметь длину 20-23 м, ширину — 6,5-8 м, скорость хода — 50-65 км в час.

В ходе опытно-конструкторских работ будет проведен анализ применения трех видов крыльевого устройства судна, выбор оптимального варианта и его испытание. Речь идет о полностью погруженном крыле с осадкой до 2,35 м; о глубоко погруженном крыле с осадкой до 3,2 м; о разгрузочном крыле. Кроме того, предполагается разработка тренажерного комплекса для обучения экипажа и отладки систем управления судном.

Последние новости

1 августа 2025

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31