Развитие Севморпути может спровоцировать резкое снижение тарифов на Восточном полигоне ради сохранения грузопотока

Развитие грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) в условиях отсутствия транспортного баланса может спровоцировать нежелательную конкуренцию с железной дорогой. На этот риск в ходе Международного арктического форума «Арктика — территория диалога» указал советник президента РФ, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта, заместитель председателя Морской коллегии РФ Игорь Левитин. Он привел в пример ситуацию с конкуренцией между железной дорогой и речным транспортом.
«У нас есть проблема с разбалансированностью транспортных потоков. Когда к лету вскрываются реки, железнодорожный тариф понижается специально, чтобы грузы на речку не ушли. Во времена СССР перевозили по рекам 150 млн тонн в год, сегодня мы не дотягиваем до 80 млн тонн в год, речные перевозки падают. Где гарантия, что мы сейчас все ледоколы построим, а Восточный полигон железных дорог, оставшись без груза, не сделает скидку в 50%? И тогда все наши транзитные мечты уйдут на железную дорогу, потому что по маршруту Западная Европа — Китай перевозка по железной дороге занимает 7 суток. То есть нельзя вступать в такие проекты, не договорившись заранее об объемах грузов и о том, кто будет пользоваться каким маршрутом», — сказал Игорь Левитин.
Он отметил, что необходимо создавать «сухие порты» в регионах, не имеющих выхода к морю, для накопления грузовых партий, причем это должен делать бизнес с государственной поддержкой.
Кроме того, по мнению Игоря Левитина нужно стимулировать предприятия заниматься контейнеризацией своих грузов.
«Если бы мы смогли стимулировать (контейнеризацию грузов — Прим. ред.), у нас бы сегодня было бы не 15% контейнеризированных грузов, а 35-40%, как в других развитых странах. Чем быстрее производитель начнет упаковывать свой товар в контейнер, тем больше выиграет экономика страны и особенно железнодорожный транспорт, который сегодня сталкивается с проблемой встречных перевозок порожних полувагонов, в то время как соответствующие грузы можно было бы в контейнерах отдать на море, на речку или на автомобильный транспорт. Полувагон ты туда не отдашь. Поэтому считаю, что правительству необходимо найти меры стимулирования (контейнеризации грузов — Прим. ред.)», — сказал Игорь Левитин.
Напомним, Минтранс совместно с Минэкономразвития разрабатывают систему информационно-транспортно-экономического баланса. В ее рамках планируется заниматься прогнозированием грузопотоков, перевозок между регионами и странами. При этом учитываются объемы внутренних перевозок и ожидаемый рост пропускных способностей.