Визит премьер-министра РФ Владимира Путина в Архангельскую область связан с финансовыми трудностями "Севмаша", возникшими в последние годы. Об этом ИА "Росбалт-Север" сообщили на предприятии. Дата приезда Путина в Архангельскую область ориентировочно назначена на 11 июля. Предполагается, что во время визита будет поднят вопрос ошибок в расчетах стоимости работ по ремонту и переоборудованию корабля проекта 11430 ("Викрамадитья", ранее "Адмирал Горшков").
Не исключено, что Путина заинтересуют все обстоятельства произошедшей недавно аварии на строящейся платформе "Приразломная", когда упал 300-тонный кран, который также использовался для выполнения работ на крейсере "Адмирал Горшков". Стоимость крана составляет более 1 млн евро. Уникальный немецкий кран после аварии восстановлению не подлежит. В Архангельскую прокуратуру поступило заключение комиссии, в котором говорилось, что были выявлены грубые нарушения техники безопасности со стороны ряда руководителей предприятия.
В частности, как пояснил агентству прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Владимир Коваль, не было технологической карты на погрузку крана на платформу "Приразломная", руководство не было знакомо с технологией поднятия этого крана.
Еще в начале мая Путин дал поручение соответствующим ведомствам принять меры по повышению эффективности работы "Севмаша". Данное поручение было дано на выездном заседании правительства, в котором принял участие генеральный директор "Севмаша" Николай Калистратов. "Российские судостроители проигрывают в конкуренции зарубежным партнерам, прежде всего в производительности труда, организации производства, темпах внедрения инноваций", – отметил глава правительства.
Преодолеть отставание призвана национальная "Объединенная судостроительная корпорация", в которую будет интегрирован и "Севмаш". Ставка сделана на разработку морских месторождений нефти и газа: потребность в танкерах, газовозах, судах обеспечения, морских платформах составляет более 500 единиц, но чтобы выполнить этот заказ, судостроению необходима поддержка государства.
Как отмечает Калистратов, в течение последних 20 лет государство практически не вкладывало средства в развитие производства, а сегодня ставит перед "Севмашем" задачи по освоению перспективных проектов, как в области военного кораблестроения, так и гражданского направления. Подготовленный на предприятии план технико-экономического развития предусматривает повышение эффективности работы, модернизацию мощностей, привлечение кадров, увеличение заработной платы, строительство служебного жилья для иногородних рабочих.
Напомним, что 21 марта 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал ряд указов, в соответствии с которыми была создана Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). 100% акций корпорации находятся в федеральной собственности. Уставный капитал ОАО "ОСК" сформирован из находящихся в федеральной собственности 60% акций ОАО "Невское проектно-конструкторское бюро" (Санкт-Петербург) и денежных средств в размере 25 млн руб. Уставный капитал ОАО "Западный центр судостроения" (ЗЦС, 100%-ная "дочка" ОСК) сформирован из находящихся в федеральной собственности 100% акций минус одна акция ОАО "Светловское предприятие "ЭРА" (г. Светлый Калининградской области) и денежных средств в размере 25 млн руб.
Уставный капитал ОАО "Северный центр судостроения и судоремонта" (СЦСС, 100%-ная "дочка" ОСК) сформирован из находящихся в федеральной собственности 100% акций минус одна акция ОАО "Конструкторское бюро "Рубин-Север" (Северодвинск) и денежных средств в размере 25 млн руб. Уставный капитал ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (ДЦСС, 100%-ная "дочка" ОСК) сформирован из находящихся в федеральной собственности 100% акций минус одна акция ОАО "Научно-исследовательский институт "Берег" (Владивосток) и денежных средств в размере 25 млн руб. 15 ноября президент ОСК Юрий Яров представил ряд кандидатур на должности генеральных директоров дочерних компаний ОАО "Объединенная судостроительная корпорация".
В результате обсуждения на должность генерального директора "Западного центра судостроения" был утвержден Александр Бузаков, на должность генерального директора "Северного центра судостроения и судоремонта" – Владимир Фоменко, на должность генерального директора "Дальневосточного центра судостроения и судоремонта" — Павел Попов. Кроме того, были определены юридические адреса дочерних компаний: "Западный центр судостроения" — Санкт-Петербург, "Дальневосточный центр судостроения и ремонта" — Владивосток и "Северный центр судостроения и ремонта" – Северодвинск. Позже стало известно, что ОСК прошла процедуру государственной регистрации.
В начале июня ФГУП "ПО "Севмаш" преобразовано в ОАО "ПО "Севмаш".
Учрежденное предприятие, все акции которого принадлежат государству, становится правопреемником ФГУП в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Акционирование "Севмаша" было проведено в соответствии с реформой российского судостроения, в рамках которой госактивы в судостроении передаются созданной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Судостроительный завод "Севмаш" создан в 1936 году. ФГУП "ПО "Севмаш" с 1 июня 2008 года преобразовано в ОАО "ПО "Севмаш". Основные направления деятельности предприятия: производство военной техники для ВМФ России и зарубежных заказчиков; производство морской техники для добычи нефти и газа; гражданское судостроение; изготовление продукции технического назначения для машиностроительной, металлургической, нефтегазовой и других отраслей промышленности; гарантийный ремонт, модернизация АПЛ и надводных кораблей, утилизация; проектирование судов, морских сооружений, судового оборудования, техники для добычи нефти и газа.С 1939 года на "Севмаше" построено 45 надводных кораблей, 163 подводные лодки, из них 128 – с ядерной энергетической установкой.Приоритет в выпуске гражданской продукции отдан проектам освоения месторождений нефти и газа на шельфе Арктики. В завершающую стадию вступает строительство первой российской морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная" – уникального сооружения для работы в Печорском море. В феврале 2006 года заложено сооружение нового типа – морская полупогружная платформа для компании "Moss Mosvold Platforms AS" (Норвегия). Приоритетным проектом считается создание объектов для разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море.