1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Обзор: Рост рынка морского биотоплива сдерживают недоступность сырья и логистические препятствия

31 января 2025   08:00

Обзор: Рост рынка морского биотоплива сдерживают недоступность сырья и логистические препятствия

Доля потребления биотоплива в авиации и судоходстве остается низкой по сравнению с автотранспортом

По итогам недели мировые бункерные индексы показали направленное снижение. Индекс 380 HSFO сократился на $7,03 — с 540,17 USD/MT на прошлой неделе до 533,14 USD/MT. Индекс VLSFO уменьшился на $4,89 (625,5 USD/MT против 620,61 USD/MT на прошлой неделе). Индекс MGO потерял $17,4 (с 804,15 USD/MT на прошлой неделе до 786,75 USD/MT), вновь опустившись ниже отметки в $800, говорится в обзоре MABUX, предоставленном ИАА «ПортНьюс».

MABUX Global Scrubber Spread (разница в цене между 380 HSFO и VLSFO) показал умеренный рост — плюс $2,14 (с $85,33 на прошлой неделе до $87,47), по-прежнему находясь уверенно ниже отметки в $100. Среднее недельное значение индекса, наоборот, несколько снизилось — минус $1,31. В Роттердаме SS Spread вырос на $7 ($82 против $75 на прошлой неделе), среднее недельное значение в порту сократилось на $2,5. В Сингапуре разница в цене 380 HSFO/VLSFO уменьшилась на $1 — с $85 на прошлой неделе до $84, среднее недельное значение сократилось на $6,66. В течение недели в динамике Global SS Spread и региональных индексов по-прежнему отсутствовал выраженный тренд, а сами индексы находились уверенно ниже отметки в $100. Аналитики полагают, что на следующей неделе разнонаправленные изменения в динамике SS Spread продолжатся.

Эксперты отмечают резкое изменение маршрутов экспорта сжиженного природного газа (СПГ) — из США в Азию на направления в сторону Европы, где цены на газ в данный момент выше, а спрос более активный из-за зимней погоды и прекращения поставок трубопроводного газа через Украину. По меньшей мере семь СПГ-танкеров из США, которые направлялись в Азию через мыс Доброй Надежды, в январе изменили направление в Южной Атлантике и теперь следуют на европейские приемные СПГ-терминалы. По состоянию на 28 января европейские региональные хранилища были заполнены на 55,46% (минус 3,92% к показателям предыдущей недели и минус 15,87% к отметке на начало года).

Цена на СПГ в качестве бункерного топлива в порту Синеш (Португалия) по итогам недели сократилась на $44 по сравнению с прошлой неделей и достигла 27 января 967 USD/MT. При этом разница в цене между СПГ и конвенционным топливом на 20 января также выросла: $188 в пользу MGO LS против $209 неделей ранее, когда этот вид топлива котировался в порту Синеш на уровне 779 USD/MT.

В течение недели MABUX Market Differential Index (MDI, соотношение рыночных бункерных цен MBP Index и цифрового бункерного эталона MABUX DBP Index) продолжил регистрировать смешанную динамику в четырех крупнейших хабах мира:

В сегменте 380 HSFO Сингапур оставался единственным переоцененным портом. Среднее недельное значение переоценки выросло на 14 пунктов. Остальные три порта: Роттердам, Фуджайра и Хьюстон были недооценены. Уровни недооценки сократились на 14 пунктов, 8 пунктов и 7 пунктов соответственно.

В сегменте VLSFO Сингапур переместился в зону переоценки, где среднее недельное значение выросло на 9 пунктов. Три остальных порта были недооценены. Средние недельные значения сократились на 14 пунктов в Роттердаме и на 9 пунктов в Фуджайре и Хьюстоне. MDI в Роттердаме и Сингапуре находились у отметки 100-процентной корреляции рыночной цены (MBP) и цифрового бункерного эталона MABUX (DBP).

В сегменте MGO LS Роттердам и Сингапур перешли в зону переоценки. Индекс переоценки вырос на 17 пунктов в Роттердаме и на 6 пунктов в Сингапуре. Фуджайра и Хьюстон оставались недооцененными, а средние недельные значения уменьшились на 12 и 9 пунктов соответственно. MDI индексы в Сингапуре остались у отметки 100-процентной корреляции рыночной цены (MBP) и цифрового бункерного эталона MABUX (DBP), а индекс Фуджайры приблизился к отметке в $100.

В структуре баланса переоцененных/недооцененных портов фокус начал постепенно смещаться в сторону переоценки: по одному переоцененному порту регистрировалось в течение недели в сегментах 380 HSFO и VLSFO и два порта — в сегменте MGO LS. Аналитики считают, что постепенный переход в зону переоценки бункерного топлива может продолжиться и на следующей неделе. При этом недооценка пока останется преобладающим трендом.

Согласно отчету DNV, перспективы использования биотоплива будут определяться возможностью получения доступной биомассы и конкуренцией со стороны других секторов, включая автомобильное топливо. В настоящее время большая часть биотоплива используется в автомобильном транспорте, особенно в США, Бразилии и Норвегии, где существуют определенные требования к блендингу. Несмотря на то, что потребление биотоплива растет в авиации и судоходстве, его доля остается относительно низкой по сравнению с его использованием в автомобильном транспорте. По данным МЭА, в 2023 году потребление биотоплива достигло примерно 0,6 млн тонн нефтяного эквивалента (Мтнэ) в авиации и 0,7 Мтнэ в судоходстве. Несколько судовладельцев добровольно приняли участие в испытаниях биотоплива в качестве судового топлива, что на данный момент является определяющим фактором использования биотоплива в судоходной отрасли. Важными исходными материалами для смесей морского биотоплива стали FAME (метиловый эфир жирной кислоты) и HVO (гидроочищенное растительное масло), а сорта B20 и B30 успешно реализуются на мировом топливном рынке. Вместе с тем, в среднесрочной перспективе недостаточная доступность устойчивого сырья, конкуренция с другими секторами и логистические препятствия будут ограничивать рост рынка морского биотоплива.

«Мы полагаем, что в отсутствие выраженных драйвер-факторов на мировом бункерном рынке умеренный нисходящий тренд бункерных котировок продолжится на следующей неделе», — подытожили аналитики MABUX.

Новости от 31 января 2025 г.

30 января 2025