Целесообразность такой меры поручено проработать ФАС, Минтрансу и Минэкономики
Правительство РФ обсуждает вопрос введения ценового регулирования на рынках стивидорных услуг и предоставления вагонов. Целесообразность возобновления ценового регулирования на услуги портов по грузоперевалке и введения ценового регулирования на услуги операторов подвижного состава поручено проработать ФАС, Минтрансу и Минэкономики, что следует из протокола совещания по углю 5 декабря 2024 года у вице-премьера Александра Новака. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Отмечается, что на фоне низких мировых цен на уголь и роста транспортной составляющей при его поставках участники рынка пытаются добиться от транспортного сегмента льгот. Минэнерго настаивает на высоких квотах на экспорт угля на восток, возврате понижающих коэффициентов на дальние перевозки и введении скидки в 12,8% к тарифу на транспортировку в северо-западном и южном направлениях. При этом ОАО РЖД пытается ограничить низкодоходные перевозки угля, заместив их более дорогими грузами, а также планирует повышение тарифа на порожний пробег на 10%.
В вопросе необходимости регулирования цен в этих сегментах издание ссылается на мнения экспертов. Так, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин отмечает, что такой вопрос поднимается в основном в периоды низких цен на энергоносители, что и происходит сейчас. По его мнению, за этим стоят добывающие компании, но часть из них «владеет портами и операторами и совершенно не заинтересована в жестком регулировании». Поэтому никаких серьезных решений эксперт не ожидает.
Председатель совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Денис Илатовский считает, что сегмент стивидорных услуг регулируется балансом спроса и предложения, в результате чего на высоком спросе ставки перевалки растут, а при снижении спроса — снижаются. «Ценообразование … складывается в рамках комплексных логистических решений, и регулирование отдельно взятого элемента цепочки бессмысленно», — сказал он, добавив, что при высокой ключевой ставке регулирование приведет к прекращению инвестиций в порты.
Эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов в свою очередь выразил мнение, что регулирование цен вне пределов естественных монополий в целом не требуется, но как правительство отреагирует на ситуацию в этом году, покажет время.