Мнение: Введение РЖД новых ограничений и рост тарифов не помогут преодолеть системные противоречия в отрасли
Речь может идти не о снижении порожнего пробега, а о дополнительной индексации стоимости услуги
Решимость ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) справиться с накапливающимися проблемами можно приветствовать, но введение новых ограничений или повышение тарифов не помогут преодолеть системные противоречия в отрасли. Для эффективного управления грузоперевозками нужны прозрачное планирование и экономические стимулы. Такое мнение высказал директор по логистике Национальной транспортной компании (НТК) Андрей Рыженков, который прокомментировал намерение монополии повысить тариф на порожний пробег полувагонов.
Как сообщил 14 октября 2024 года «Коммерсантъ», РЖД планируют повысить тариф на порожний пробег полувагонов на 10% в 2025 году и по 5% каждый год в 2026–2030 годах. Цель — стимулирование владельцев полувагонов к предоставлению их под погрузку контейнеров на Дальнем Востоке.
Андрей Рыженков призвал к открытому обсуждению этой инициативы с участием операторов подвижного состава и грузоотправителей.
«В принципе владельцы полувагонов готовы вывозить контейнеры из портов Дальнего Востока. Но для организации системы необходим гарантированный возврат полувагона, вывезшего контейнер, обратно к местам погрузки основного груза — угольным месторождениям. Причем возврат в определенный период времени, чтобы операторы могли выполнять свои обязательства перед грузоотправителями. Как будет решаться эта задача, авторы инициативы умалчивают», — говорится в Telegram-канале НТК.
Компания напоминает, что РЖД совсем недавно повышала тариф на порожний пробег «как раз в целях стимулирования операторов вывозить разные грузы».
«Полученные результаты показали, что влияние отсутствует. Так, в 2019 году тариф увеличили на 6%, но это не привело к улучшению сетевого коэффициента порожнего пробега: как был коэффициент 74%, так в 2020 году и остался ровно те же 74%. В 2022 году была отменена скидка на порожний пробег инновационных полувагонов, и снова увидели, что улучшение коэффициента сетевого пробега не произошло (72% до и 72% после)», — отмечают в НТК.
В компании полагают, что «речь идет не о снижении порожнего пробега, а о дополнительной индексации стоимости услуги, которая ляжет на грузоотправителя». При этом вопрос возможного повышения тарифов на порожний пробег «рассматривается в контексте новостей о планируемой индексации основных тарифов РЖД с 2025 года в диапазоне от 13% до 23%».
В НТК также подчеркивают, что, по данным экспертов, стоимость транспортировки самого массового груза — угля — с 2021 года выросла почти в 2 раза.