Он будет включен в среднесрочные меры по сокращению выбросов парниковых газов
Международная морская организация (ИМО, IMO) достигла существенного прогресса в обсуждении комплекса обязательных международных правил, направленных на достижение целей по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ), изложенных в Стратегии ИМО 2023 года. По итогам 82-й сессии Комитета ИМО по защите морской среды (КЗМС 82), проходившей в Лондоне с 30 сентября по 4 октября 2024 года, государства-члены определили дальнейшие области сближения своих позиций. Участники сессии подготовили проект юридического документа для использования в качестве основы для переговоров по предлагаемым среднесрочным мерам по сокращению выбросов ПГ, которые планируется принять в 2025 году.
Предложенные среднесрочные меры по сокращению выбросов включают целевой стандарт судового топлива, который будет вводиться поэтапно и станет обязательным для использования топлива с меньшим выбросом ПГ, а также международный механизм установления цен на выбросы ПГ с судов. Они направлены на стимулирование перехода международной судоходной отрасли к достижению нулевых выбросов ПГ приблизительно к 2050 году.
Проект юридического документа, подготовленный на 82-й сессии, объединяет предложения государств-членов и международных организаций о возможных поправках, которые необходимо внести в Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL, Приложение VI). В случае принятия эти поправки включат предлагаемые новые меры в международное право.
В ходе сессии также состоялось обсуждение возможного создания реестра ИМО по интенсивности выбросов ПГ и фонда ИМО для содействия внедрению технических элементов и экономических мер по сокращению выбросов парниковых газов.
На закрытии 82-й сессии КЗМС генеральный секретарь организации Арсенио Домингес отметил, что обсуждение вопросов позволило выявить дальнейшие области сближения в определении юридических рамок для программы Net Zero, которая задаст рамки будущих обсуждений. Он выразил надежду на достижение соглашения на следующей 83-й сессии КЗМС, которая запланирована на 7-11 апреля 2025 года. Ее участники должны будут одобрить после обсуждений поправки перед их официальным принятием в октябре 2025 года.
Комитет запланировал несколько межсессионных заседаний. Одно из них (ISWG-GHG 18) пройдет 17–21 февраля 2025 года. Межсессионная рабочая группа ISWG-GHG 19 состоится в течение недели непосредственно перед 83-й сессией КЗМС, так же, как и межсессионная рабочая группа по загрязнению воздуха и энергоэффективности (ISWG-APEE 1). О дате проведения однодневного семинара экспертов по ПГ (GHG-EW 6) для обсуждения возможных последствий комплекса предлагаемых среднесрочных мер для продовольственной безопасности будет сообщено дополнительно.
Помимо вопросов сокращения выбросов ПГ, КЗМС принял ряд важных решений, включая определение проблем и упущений, связанных с краткосрочной мерой сокращения выбросов ПГ (CII); принятие поправок к Приложению VI к MARPOL, определяющих канадскую Арктику и Норвежское море как районы контроля выбросов оксидов азота (NOx), серы (SOx) и твердых частиц; утверждение плана действий по снижению подводного шума от коммерческого судоходства и соответствующего руководства на начальном этапе; утверждение временного руководства по реализации Гонконгской и Базельской конвенций в отношении трансграничного перемещения судов, направляемых для утилизации; накопление передового опыта и работа по снижению экологических рисков, связанных с морской транспортировкой пластиковых гранул; выделение островов Нуса Пенида и островов Гили Матра (пролив Ломбок) в качестве новой особо уязвимой морской зоны.