«Гидрографическое предприятие» в 2025 году обследует акваторию под возможное строительство порта Найба
Инвестпроект сейчас находится на стадии декларации
Власти Республики Саха (Якутия) рассчитывают, что глубоководный порт Найба, расположенный южнее действующего порта Тикси, будет введен в эксплуатацию в 2028-2029 годах. На подготовительный период выделяются 2025-2026 годы, на строительство причалов — 2026-2028 годы. Исследования акватории в 2025 году проведет ФГУП «Гидрографическое предприятие» (входит в госкорпорацию «Росатом»). Об этом рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев на конференции «День инвестора», организованной Минвостокразвития в Москве, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
По словам Владимира Сивцева, сегодня идея строительства глубоководного порта в районе села Найба, возникшая три года назад, находится на стадии декларации о намерении.
«Нужно провести изыскания, обосновать инвестиции. По нашим оценкам, в выбранном районе достаточные глубины, порядка 14-17 м, однако нужно определить границы. Исследования акватории будут проведены «Гидрографическим предприятием» в 2025 году. Планировалось провести их в августе 2024 года, однако по ряду причин они были перенесены», — сказал он.
Глава регионального Минтранса сообщил, что «проект пока не структурирован по источникам и графику финансирования». При этом власти рассчитывают привлечь инвесторов, которые «готовы начать с оборота в 300-600 тыс. тонн». Это, по его словам, могут быть как добывающие, так и транспортные предприятия.
Он добавил, что проект рассчитан на грузовую базу нефтегазохимических кластеров в Арктической зоне и Кючусского кластера (добыча золота, олова и других металлов), его предполагается реализовать в два этапа, размер инвестиций первого этапа составляет около 30-60 млрд рублей, к 2028 году проектный грузооборот порта составит 1,5 млн тонн в год, из них 1 млн тонн наливные грузы, 0,5 — сухогрузы. К 2035 году планируется увеличить мощность до 3,2 млн тонн, из которых 2 млн тонн составят наливные грузы.
На первом этапе планируется построить 2 причала — для сухих и наливных грузов. По плану, к порту должен быть в два этапа проложен автозимник продленного действия (период 2025-2026 годы) с перспективой развития до круглогодичной двухполосной автодороги (2027-2032 годы) протяженностью 347 км, включая 7 мостов. Дорога свяжет порт с Кючусским кластером, а также с рекой Лена, выходящей на Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, которая в свою очередь связана с Транссибом и напрямую с КНР.