Воздействие выбросов с морских судов в Арктике носит региональный характер и не угрожает изменению климата
Пятый пункт мониторинга черного углерода появится в России до конца 2024 года. Наблюдения за уровнем выбросов и их последствиями сейчас проводятся на трех станциях в Московской, Архангельской и Мурманской областях (Центральное, Северное и Мурманское УГМС), в 2024 году также подключился Ненецкий автономный округ (НАО). В ближайшее время запланированы обследования для открытия новых пунктов в Якутии и Красноярском крае. Об этом заявил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов, передает пресс-служба министерства.
Черный углерод — это мельчайшие твердые частицы сажи, которые образуются в процессе горения древесины, угля, газа и нефтепродуктов. Основные его источники — лесные пожары и факельное сжигание попутного нефтяного газа. Черный углерод называется одной из причин деградации вечной мерзлоты, которая занимает почти две трети России.
Ученые в рамках изучения влияния черного углерода оценили выбросы с морских транспортных судов, задействованных в Арктике. Они определили, что воздействие носит региональный характер и не представляет угрозы изменению климата в общем: выбросы с судов черного углерода влияют на характеристики льда и снега только в том случае, если они произошли на расстояниях менее 100 км от кромки льдов.
Исследование также показало, что при переводе судов с тяжелых сортов топлива на легкие не следует ожидать уменьшения влияния арктического судоходства на изменение климата. Основная масса выбросов не достигает льда или снега, выпадает в море и, учитывая гидрофильный характер частиц, эмульгируется в нем.
Минприроды планирует и дальше расширять сеть наблюдений для качественных оценок влияния выбросов черного углерода на окружающую среду. Ее планируется разделить на базовый и научный уровень. Базовый позволит обеспечить долгосрочные наблюдения для описания уровней осадков черного углерода и тенденций их изменения во времени. Научный поможет получать дополнительную информацию о свойствах черного углерода для оценки загрязнения воздуха, воды и снежного покрова.
Как сообщало ИАА «ПортНьюс», с 1 июля 2024 года вступил в силу запрет Международной морской организации (ИМО, IMO) на использование и перевозку в качестве топлива тяжелого мазута (HFO) судами в арктических водах. В ИМО запрет аргументировали целью уменьшения ущерба от выбросов черного углерода из выхлопных газов судов.
Россия не присоединилась к этому запрету, и на флот страны эта мера не распространяется.