При этом в России уже приступают к подготовке судоводителей автономных судов
Технологии автономного судоходства как в мире, так и в России активно развиваются, однако их коммерческое применение наталкивается на ряд проблем. Такое мнение в ходе конференции «Транспортные технологии» высказал начальник Научно-образовательного центра морского, внутреннего водного транспорта и технологий автономного судовождения РУТ (МИИТ) Владимир Якунчиков.
По его словам, использование автономных судов тормозится Международной морской организацией (ИМО, IMO), в том числе под влиянием морских профсоюзов, которая пока не утвердила необходимое регулирование в этой области. Также имеются некоторые технологические «узкие места».
Одна из технологических сложностей заключается в обеспечении надежной связи с автономными судами, поскольку для их удаленного контроля требуется минимальная задержка в передаче данных и одновременно их большой объем. Для этого необходимо создание низкоорбитальной спутниковой группировки, подобной американской Starlink. Эксперт отметил, что, например, при эксплуатации в автономном режиме российских паромов в Балтийском море возникали вопросы именно к качеству связи.
Вторая сложность заключается в необходимости обеспечения надежности автоматики. Так, создание автономного машинного отделения — непростая и крайне дорогостоящая задача.
При этом РУТ (МИИТ) в 2024 году начал прием на программу автономного судовождения.
Напомним, юридический комитет ИМО подготовил детальный план работы по вопросам автономного судоходства. В свою очередь, Российский морской регистр судоходства (РС) участвует в продвижении национальных и международных нормотворческих инициатив в этой сфере. Среди важнейших вопросов, которые стоят на повестке, — обеспечение кибербезопасности автономных судов, подготовка и дипломирование персонала, вовлеченного в эксплуатацию таких объектов.