Счетная палата сочла недостаточной эффективность ФГУП «Нацрыбресурс» по управлению госимуществом
Значительная часть закрепленных за предприятием портовых объектов имеет ограниченную работоспособность
ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» («Нацрыбресурс») недостаточно эффективно управляет закрепленным за ним федеральным имуществом в рыбных терминалах морских портов. Как показала проверка Счетной палаты, большинство объектов находятся в долгосрочной аренде, при этом необходимый контроль за их использованием не обеспечен, а значительная часть объектов имеет ограниченную работоспособность. Об этом говорится в комментарии к проведенному аудиту предприятия, проведенному Счетной палатой.
«6 лет назад Счетная палата уже проверяла ФГУП «Нацрыбресурс» и отмечала неспособность предприятия обеспечить комплексное обслуживание рыбопромысловых судов в большинстве портов. Результаты новой проверки свидетельствуют о том, что с тех пор ситуация существенно не поменялась. Меры, принимаемые для создания на базе имущественного комплекса ФГУП «Нацрыбресурс» сети технологически связанных объектов инфраструктуры для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, пока к ожидаемым результатам не привели. Использование федерального имущества по-прежнему осуществляется предприятием на недостаточном уровне», — рассказал на коллегии по итогам проверки аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов.
Проверка показала, что основным и наименее затратным механизмом использования федерального имущества, закрепленного за ФГУП «Нацрыбресурс», а также источником получения практически половины всех его доходов является передача его в долгосрочную аренду (на срок до 49 лет). На 1 июля 2023 года в аренде находилось 61,2% объектов в 15 из 16 морских портов, где обеспечено присутствие предприятия. В частности, в управление сторонним организациям были переданы практически в полном объеме рыбные терминалы в портах Калининград и Махачкала.
«Доходы, получаемые ФГУП «Нацрыбресурс» от сдачи в аренду и самостоятельной эксплуатации федерального имущества в портах, в основном направляются на обеспечение деятельности предприятия и его шести филиалов, в то время как на развитие портовой инфраструктуры за 2021 и 2022 годы было потрачено 11,9% полученных средств», — сказал аудитор.
При этом, несмотря на большое количество объектов, переданных в аренду, единые требования к договору аренды не установлены, а надлежащий контроль за их использованием не обеспечен. В результате арендаторы не всегда исполняют свои обязательства по своевременному внесению арендной платы, соблюдению требований безопасности объектов морского транспорта и поддержанию паспортных характеристик объектов аренды. Например, не соблюдаются требования по глубине акватории, прилегающей к гидротехническим сооружениям, что приводит к сокращению видов судов (по осадке), которые могут быть обработаны в порту.
«Из 38 действующих договоров аренды, заключенных предприятием в отношении гидротехнических сооружений, только 14 включают инвестиционные обязательства арендатора по развитию инфраструктуры порта, — рассказал аудитор. — Долгосрочные инвестиции если и привлекаются арендаторами, то преимущественно в отношении объектов, принадлежащих им на праве собственности. Предусмотренные законодательством механизмы государственно-частного партнерства для привлечения частных инвестиций в модернизацию и развитие закрепленных за предприятием объектов портовой инфраструктуры на практике не внедряются».
Кроме того, проверка показала, что объекты рыбных терминалов перепрофилируются под перевалку угля, леса и иных грузов. Это приводит к нагрузкам, не предусмотренным при их проектировании и строительстве. В результате из 187 гидротехнических сооружений, закрепленных за «Нацрыбресурсом» в портах, 8% выведены из эксплуатации, 85% признаны ограниченно работоспособными. Физический износ 22 из них превышает 30%.
«По результатам проверки мы подготовили ряд рекомендаций в адрес правительства и Росрыболовства. В частности, предложили правительству наделить Минсельхоз России полномочиями по утверждению единых требований к содержанию договора аренды имущества морских портов, а ФГУП «Нацрыбресурс» — полномочиями по взиманию инвестиционных портовых сборов в целях осуществления капитальных вложений в реконструкцию и модернизацию объектов портовой инфраструктуры», — резюмировал Сергей Мамедов.
ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» (ФГУП «Нацрыбресурс») является подведомственным предприятием Росрыболовства. Оказывает услуги по предоставлению причалов для осуществления погрузо-разгрузочных работ, для стоянки судов; технологическому накоплению груза на территории терминала; швартовые услуги; перевалку нефтепродуктов; бункеровку судов (топливо, вода) и др. В хозяйственном ведении предприятия находятся суда рыбопромыслового и вспомогательного флота.
Как сообщало ИАА «ПортНьюс», в марте 2024 года было подписано распоряжение правительства, согласно которому Росимуществу совместно с Росрыболовством необходимо в 6-месячный срок провести мероприятия, связанные с реорганизацией ФГУП «Нацрыбресурс».
С отчетом аудита ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», проведенного Счетной палатой, можно ознакомиться на нашем сайте >>>>