Значительная часть закрепленных за предприятием портовых объектов имеет ограниченную работоспособность
ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» («Нацрыбресурс») недостаточно эффективно управляет закрепленным за ним федеральным имуществом в рыбных терминалах морских портов. Как показала проверка Счетной палаты, большинство объектов находятся в долгосрочной аренде, при этом необходимый контроль за их использованием не обеспечен, а значительная часть объектов имеет ограниченную работоспособность. Об этом говорится в комментарии к проведенному аудиту предприятия, проведенному Счетной палатой.
«6 лет назад Счетная палата уже проверяла ФГУП «Нацрыбресурс» и отмечала неспособность предприятия обеспечить комплексное обслуживание рыбопромысловых судов в большинстве портов. Результаты новой проверки свидетельствуют о том, что с тех пор ситуация существенно не поменялась. Меры, принимаемые для создания на базе имущественного комплекса ФГУП «Нацрыбресурс» сети технологически связанных объектов инфраструктуры для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, пока к ожидаемым результатам не привели. Использование федерального имущества по-прежнему осуществляется предприятием на недостаточном уровне», — рассказал на коллегии по итогам проверки аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов.
Проверка показала, что основным и наименее затратным механизмом использования федерального имущества, закрепленного за ФГУП «Нацрыбресурс», а также источником получения практически половины всех его доходов является передача его в долгосрочную аренду (на срок до 49 лет). На 1 июля 2023 года в аренде находилось 61,2% объектов в 15 из 16 морских портов, где обеспечено присутствие предприятия. В частности, в управление сторонним организациям были переданы практически в полном объеме рыбные терминалы в портах Калининград и Махачкала.
«Доходы, получаемые ФГУП «Нацрыбресурс» от сдачи в аренду и самостоятельной эксплуатации федерального имущества в портах, в основном направляются на обеспечение деятельности предприятия и его шести филиалов, в то время как на развитие портовой инфраструктуры за 2021 и 2022 годы было потрачено 11,9% полученных средств», — сказал аудитор.
При этом, несмотря на большое количество объектов, переданных в аренду, единые требования к договору аренды не установлены, а надлежащий контроль за их использованием не обеспечен. В результате арендаторы не всегда исполняют свои обязательства по своевременному внесению арендной платы, соблюдению требований безопасности объектов морского транспорта и поддержанию паспортных характеристик объектов аренды. Например, не соблюдаются требования по глубине акватории, прилегающей к гидротехническим сооружениям, что приводит к сокращению видов судов (по осадке), которые могут быть обработаны в порту.
«Из 38 действующих договоров аренды, заключенных предприятием в отношении гидротехнических сооружений, только 14 включают инвестиционные обязательства арендатора по развитию инфраструктуры порта, — рассказал аудитор. — Долгосрочные инвестиции если и привлекаются арендаторами, то преимущественно в отношении объектов, принадлежащих им на праве собственности. Предусмотренные законодательством механизмы государственно-частного партнерства для привлечения частных инвестиций в модернизацию и развитие закрепленных за предприятием объектов портовой инфраструктуры на практике не внедряются».
Кроме того, проверка показала, что объекты рыбных терминалов перепрофилируются под перевалку угля, леса и иных грузов. Это приводит к нагрузкам, не предусмотренным при их проектировании и строительстве. В результате из 187 гидротехнических сооружений, закрепленных за «Нацрыбресурсом» в портах, 8% выведены из эксплуатации, 85% признаны ограниченно работоспособными. Физический износ 22 из них превышает 30%.
«По результатам проверки мы подготовили ряд рекомендаций в адрес правительства и Росрыболовства. В частности, предложили правительству наделить Минсельхоз России полномочиями по утверждению единых требований к содержанию договора аренды имущества морских портов, а ФГУП «Нацрыбресурс» — полномочиями по взиманию инвестиционных портовых сборов в целях осуществления капитальных вложений в реконструкцию и модернизацию объектов портовой инфраструктуры», — резюмировал Сергей Мамедов.
ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» (ФГУП «Нацрыбресурс») является подведомственным предприятием Росрыболовства. Оказывает услуги по предоставлению причалов для осуществления погрузо-разгрузочных работ, для стоянки судов; технологическому накоплению груза на территории терминала; швартовые услуги; перевалку нефтепродуктов; бункеровку судов (топливо, вода) и др. В хозяйственном ведении предприятия находятся суда рыбопромыслового и вспомогательного флота.
Как сообщало ИАА «ПортНьюс», в марте 2024 года было подписано распоряжение правительства, согласно которому Росимуществу совместно с Росрыболовством необходимо в 6-месячный срок провести мероприятия, связанные с реорганизацией ФГУП «Нацрыбресурс».
С отчетом аудита ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», проведенного Счетной палатой, можно ознакомиться на нашем сайте >>>>