ОАО "РЖД" в 2007 году инвестировало более 7 миллионов рублей в обеспечение систем сохранности грузов при перевозках, говорится в сообщении компании. Одним из способов ограждения дорог ОАО "РЖД" от хищений из вагонов является проведение взвешивания вагонов на электронных весах при приеме от железной дороги сопредельного государства и при сдаче в страны СНГ. Электронные вагонные весы, установленные на станциях отправления и на пограничных станциях, позволяют своевременно выявлять умышленные искажения сведений в перевозочных документах, что играет важную роль при расследовании обстоятельств возникновения несохранной перевозки и служит неопровержимой доказательной базой.
В 2008 году к уже установленным на сети 723 электронным тензометрическим вагонным весам ОАО "РЖД" планирует разместить еще более 60 шт. Наиболее эффективной системой выявления причин возникновения несохранных перевозок, в том числе и от хищений грузов, является Автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ), которая внедряется на сети железных дорог с 1995 года.
Данная система за последние годы существенно модернизирована и позволяет своевременно выявлять несохранную перевозку, создавая архив по коммерческим неисправностям в электронном виде, включая фотографическое изображение.
По состоянию на 1 января 2008 года на сети успешно эксплуатируются 152 комплекса АСПО ПВ. В 2008 году ОАО "РЖД" дополнительно разместит на всей сети дорог еще 23 комплекса.
В целях эффективного контроля полноты налива в цистернах, а также определения наиболее вероятного места хищения груза, на железных дорогах внедряются тепловизионные комплексы дистанционного контроля загрузки вагонов ("тепловизоры").
В 2008 году планируется централизованная поставка "тепловизоров" в количестве 10 комплектов на Октябрьскую, Московскую, Северную, Северо-Кавказскую, Приволжскую, Куйбышевскую, Красноярскую, Забайкальскую железные дороги (до этого было установлено 18 комплектов).
В настоящее время в ОАО "РЖД" применяются современные типы запорно-пломбировочных устройств (далее – ЗПУ), надежно защищающие грузы от несанкционированного доступа. В связи с ежегодным ростом объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом с каждым годом увеличивается и количество ЗПУ, используемых для пломбирования вагонов и контейнеров в целях обеспечения сохранности перевозимых грузов. Так, в 2007 году использовано ЗПУ на 20,7% больше, чем в 2006 и в 1,5 раза больше по сравнению с 2003 годом.
Еще одним из направлений гарантированного обеспечения сохранности перевозимых грузов является использование в работе железных дорог Единой автоматизированной системы актово-претензионной работы – ЕАСАПР, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных автоматизированных систем, функционирующих в хозяйстве коммерческой работы в сфере грузовых перевозок (ЕАСАПР М), в системе фирменного транспортного обслуживания, в сфере управления по таможенно-брокерской деятельности. В составе ЕАСАПР М реализовано 20 функциональных задач, позволяющих автоматизировать процесс составления и учета актов, производить служебное расследование по коммерческим актам, осуществлять контроль и учет за работой по составленным актам в части добора платежей в режиме реального времени, ускорять процесс рассмотрения претензий по несохранным перевозкам грузов. В настоящее время к подсистеме актово-розыскной работы подключено более 1,5 тыс. станций РЖД.
Инвестиции компании в 2008 году на развитие систем сохранности грузов планируются на уровне объемов 2007 года.