Мировой бункерный рынок находится в состоянии временной стабилизации
По итогам 10-й недели мировые бункерные индексы по-прежнему не имели выраженного тренда и менялись разнонаправленно. Индекс 380 HSFO вырос на $17,67 — с 518,32 USD/MT на прошлой неделе до 535,99 USD/MT. Индекс VLSFO прибавил $3,1 (677,85 USD/MT против 674,75 USD/MT на прошлой неделе). Индекс MGO подешевел на $5,3 (с 901,44 USD/MT на прошлой неделе до 896,14 USD/MT), пробив отметку в $900, говорится в обзоре MABUX, предоставленном ИАА «ПортНьюс».
Global Scrubber Spread (SS, разница в цене между 380 HSFO и VLSFO) показал сокращение — минус $14,57 ($141,86 против $156,43 на прошлой неделе). При этом среднее недельное значение уменьшилось на $4,88. В Роттердаме SS Spread сократился на $3 (с $120 на прошлой неделе до 117), однако среднее недельное значение, наоборот, увеличилось — на $5,5. В Сингапуре разница в цене 380 HSFO/VLSFO сократилась на $7 ($187 против $194 на прошлой неделе), среднее недельное значение выросло на $1,33.
В целом SS Spread по-прежнему не имеет выраженного тренда, меняясь незначительно и разнонаправленно, отмечают аналитики.
По оценкам Avenir LNG, глобальный спрос на сжиженный природный газ (СПГ) в качестве бункерного топлива вырастет примерно до 5,7 млн тонн в этом году по сравнению с 3,8 млн тонн в прошлом. Прогноз компании превышает прогноз нефтегазовой компании Shell на этот год, который составил примерно 5 млн тонн. Avenir LNG сохраняет высокий оптимизм в отношении уровней спроса морского сектора на СПГ и прогнозирует, что потребление сжиженного природного газа вырастет до 8,3 млн тонн в 2025 году, а затем увеличится до 36,9 млн тонн в год к 2033 году, чему будет способствовать постепенный ввод в эксплуатацию новых судов на СПГ. По оценке компании, в начале 2023 года насчитывалось 389 таких судов, что почти в 10 раз больше, чем за все последнее десятилетие. Avenir ожидает, что спрос на бункерный СПГ может превысить бункеровочные возможности в следующем году, и прогнозирует, что бункерному сектору СПГ потребуется еще 31 дополнительное СПГ-бункеровочное судно к концу следующего года и еще 31 — к 2026 году для удовлетворения растущего спроса.
Цена на СПГ в качестве бункерного топлива в порту Синеш (Португалия) показала рост и достигла 4 марта уровня в 635 USD/MT (плюс $32 по сравнению с прошлой неделей). Разница в цене между СПГ и конвенционным топливом на 4 марта сократилась, составив $277 в пользу СПГ против $305 неделей ранее: MGO LS котировалось в этот день в порту Синеш на уровне 912 USD/MT.
В течение недели индекс MDI (соотношение рыночных бункерных цен, MABUX MBP Index, и цифрового бункерного эталона, MABUX DBP Index) регистрировал следующие тренды в портах Роттердам, Сингапур, Фуджайра и Хьюстон:
В сегменте 380 HSFO все четыре выбранных порта находились в зоне недооценки. Средние недельные значения недооценки выросли на 3 пункта в Роттердаме, на 1 пункт в Фуджайре и на 6 пунктов в Хьюстоне. MDI индекс в Сингапуре не изменился, а в Фуджайре по-прежнему превышает отметку в $100.
В сегменте VLSFO, согласно MDI, Роттердам был единственным недооцененным портом. Средний недельный уровень недооценки сократился на 3 пункта. Остальные три выбранных порта были переоценены. Средние недельные уровни переоценки выросли на 2 пункта в Сингапуре и на 3 пункта в Фуджайре, но сократились на 7 пунктов в Хьюстоне.
В сегменте MGO LS Хьюстон остается единственным переоцененным портом. Средний недельный уровень переоценки вырос на 11 пунктов. Остальные три порта находились в зоне недооценки, где средние недельные уровни показали рост в Роттердаме на 12 пунктов и в Сингапуре на 7 пунктов, но сократились в Фуджайре на 6 пунктов. MDI индекс в Роттердаме и Сингапуре вновь превысил отметку в $100.
Согласно MDI индекса, общее соотношение недооцененных и переоцененных портов в сегментах 380 HSFO, VLSFO и MGO LS в течение недели не изменилось.
Европейская комиссия (ЕК) объявила конкурс заявок в рамках Фонда «Соединение Европы — Фонд инфраструктуры альтернативных видов топлива» (Connecting Europe Facility — Alternative Fuels Infrastructure Facility, AFIF) и выделила 1 млрд евро на поддержку развертывания инфраструктуры поставок альтернативных видов топлива для морского и внутреннего водного транспорта, а также для воздушного транспорта в рамках трансъевропейской транспортной сети (TEN-T). ЕК заявила, что финансирование портов будет направлено на поддержку поставок электроэнергии и водорода, а также, впервые, на развертывание бункеровочных мощностей для аммиака и метанола. Второй этап AFIF (2024-2025 годы) будет поддерживать доступные точки зарядки электромобилей и водородные заправочные станции на основных транспортных коридорах и хабах Евросоюза.
«Мы полагаем, что мировой бункерный рынок находится в состоянии временной стабилизации, и не ожидаем резких изменений бункерных индексов на следующей неделе», — заключают аналитики MABUX.