1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. MABUX: Эскалация напряженности в мире может спровоцировать рост мировых бункерных котировок

18 января 2024   14:00

MABUX: Эскалация напряженности в мире может спровоцировать рост мировых бункерных котировок

Цена на СПГ в качестве бункерного топлива на этой неделе продолжила направленное снижение

По итогам третьей недели 2024 года мировые бункерные индексы не имели выраженного тренда и менялись разнонаправленно. Индекс 380 HSFO снизился на $7,37 — с 511,6 USD/MT на прошлой неделе до 504,23 USD/MT. Индекс VLSFO потерял $2,3 (635,49 USD/MT против 637,79 USD/MT на прошлой неделе). Индекс MGO подорожал на $9,44 USD (с 881,73 USD/MT на прошлой неделе до 891,17 USD/MT), говорится в обзоре MABUX, предоставленном ИАА «ПортНьюс».

Global Scrubber Spread (SS) — разница в цене между 380 HSFO и VLSFO — находится в стадии умеренного роста: плюс $5,07 ($131,26 против $126,19 на прошлой неделе). Среднее недельное значение увеличилось на $2,76. В Роттердаме SS Spread вырос на $3 (с $99 на прошлой неделе до $102), по-прежнему находясь у отметки в $100, среднее значение снизилось на $10. В Сингапуре разница в цене 380 HSFO/VLSFO выросла на $13 ($143 против $130 на прошлой неделе), среднее недельное значение увеличилось на $8,67. Аналитики полагают, что тренд на увеличение SS Spread вряд ли получит свое продолжение на следующей неделе.

В начале января базовые цены на газ в Европе упали до самого низкого уровня с августа 2023 года, и трейдеры ожидают, что газ в хранилищах покроет спрос до весны. По состоянию на прошедшую неделю газохранилища в Европе были заполнены на 83%, что является адекватным уровнем для этого времени года. Тем не менее, несмотря на то, что газовые хранилища заполнены, одновременно продолжаются поставки СПГ, поэтому зависимость от газа в хранилищах не является критичной в зимние месяцы. В то же время отмечается снижение спроса на газ в большинстве стран Европы, главным образом из-за более высоких цен и политики правительств.

Цена на сжиженный природный газ (СПГ) в качестве бункерного топлива в порту Синеш (Португалия) продолжила направленное снижение и достигла 15 января уровня в 674 USD/MT (минус $66 по сравнению с прошлой неделей). Разница в цене между СПГ и конвенционным топливом на эту дату составила $181 в пользу СПГ против $92 неделей ранее: MGO LS котировалось в этот день в порту Синеш на уровне 855 USD/MT.

В течение недели индекс MDI (соотношение рыночных бункерных цен (MABUX MBP Index) и цифрового бункерного эталона MABUX (MABUX DBP Index)) регистрировал следующие тренды в портах Роттердам, Сингапур, Фуджайра и Хьюстон: 

В сегменте 380 HSFO Хьюстон оставался единственным переоцененным портом. Средняя недельная величина переоценки снизилась на 24 пункта. Остальные три порта находились в зоне недооценки. Средние недельные значения недооценки выросли на 6 пунктов в Роттердаме, 20 пунктов в Сингапуре и на 15 пунктов в Фуджайре, где уровень недооценки вновь превысил отметку в $100.

В сегменте VLSFO, согласно MDI, Хьюстон переместился в зону переоценки и присоединился к Сингапуру и Фуджайре. Средние недельные уровни переоценки снизились на 11 пунктов в Сингапуре, 19 пунктов в Фуджайре, но увеличились на 8 пунктов в Хьюстоне. Единственным недооцененным портом в этом сегменте бункерного топлива остается Роттердам, где средний уровень недооценки вырос на 16 пунктов.

В сегменте MGO LS единственным переоцененным портом является Фуджайра, где среднее недельное значение снизилось на 12 пунктов. Остальные три выбранных порта оставались недооцененными, а средний уровень недооценки показал рост в Роттердаме на 17 пунктов, в Сингапуре на 5 пунктов и в Хьюстоне на 1 пункт.

Динамика MDI индекса в крупнейших хабах мира остается неопределенной.

Последняя статистика от DNV показывает, что в 2023 году было заказано 298 судов с силовой установкой на альтернативном топливе — на 8% больше, чем в предыдущем году, при этом наибольший всплеск интереса продемонстрировал метанол. DNV отмечает, что в 2023 году «метанол стал массовым продуктом с резким увеличением заказов (138), что поставило его вровень с СПГ (130)». Общее количество заказов в 2023 году (138 судов без учета танкеров для транспортировки метанола) почти в четыре раза превзошло количество подобных заказов в 2022 году (35). «Доминирующим сегментом» этого вида топлива являются контейнеровозы (106), за ними следуют сухогрузы (13) и автовозы (10). Классификационное общество также добавило, что 2023 год стал «годом прорыва в области аммиака»: в стадии выполнения находится 11 заказов на такие суда. При этом интерес к водороду в качестве бункерного топлива несколько сократился: всего пять заказов в 2023 году по сравнению с 18 в 2022 году. Заказы на суда, работающие на СПГ, снизились в годовом исчислении с 222 до 130, уступив по темпам роста метанолу. Несмотря на это, СПГ «наконец-то преодолел барьер в 1000 судов (исключая танкеры СПГ)», что показало «сохранение важности этого вида топлива для перехода к чистой энергетике на морском транспорте». Сегмент контейнеровозов был наиболее активным для СПГ: было заказано 48 судов, за ними следовали автовозы (40) и танкеры (30).

В недавно опубликованном ежегодном отчете Международного морского бюро (IMB) о пиратстве подчеркивается обеспокоенность, вызванная первым с 2017 года успешным угоном судна в Сомали. В отчете указывается, что по сравнению с предыдущим годом наблюдалось увеличение количества зарегистрированных случаев морского пиратства и вооруженных грабежей — со 115 в 2022 году до 120 в прошлом году, включая 105 высадок на судно, девять попыток нападений, четыре угона судов и два случая обстрела судов. IMB также отметил, что на долю Гвинейского залива пришлось три из четырех зарегистрированных в мире угонов судов, и этот регион «продолжает оставаться самым опасным для мореплавания».

«Мы полагаем, что текущая эскалация напряженности на Ближнем Востоке и продолжающийся конфликт в Украине способны спровоцировать рост мировых бункерных котировок на следующей неделе», — заключают аналитики MABUX.