Судебный спор связан со сроками строительства трех фрегатов проекта 22350
Девятый арбитражный апелляционный суд 18 января 2023 года подтвердил решение арбитражного суда Москвы, который отказал министерству обороны РФ в удовлетворении иска к ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК), следует из материалов на портале «Электронное правосудие». Оборонное ведомство настаивало на взыскании с судостроительного предприятия более 4,2 млрд рублей по спору о сроках строительства трех фрегатов проекта 22350 по гособоронзаказу (ГОЗ).
«Судебное заседание по делу завершено… Информация о принятом судебном акте: оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения», — сказано в карточке дела.
Как передавало ИАА «ПортНьюс», изначально Минобороны обратилось в арбитраж с иском о взыскании неустойки в размере 240,36 млн рублей, но с учетом принятых судом уточнений сумма возросла до 4,22 млрд рублей.
Согласно государственному контракту, заключенному между сторонами в марте 2010 года, Северная верфь должна была до 25 октября 2022 года поставить Минобороны один из кораблей стоимостью около 28,3 млрд рублей. Однако по состоянию на 28 ноября 2022 года поставка так и не была не осуществлена, в связи с чем оборонное ведомство направило претензию с требованием уплатить сумму неустойки, которую судозавод не удовлетворил.
Предприятие в суде заявило о недофинансировании строительства фрегатов и о постройке кораблей в условиях незавершенности опытно-конструкторской работы (ОКР) на головном заказе. Суд решил, что какая-либо вина головного исполнителя в срыве сроков поставки корабля отсутствует, а нарушение сроков выполнения контракта обусловлено бездействием госзаказчика.
Фрегаты проекта 22350 предназначены для выполнения широкого спектра задач, в том числе поражения надводных кораблей, конвоев, десантных отрядов, поиска и уничтожения подводных лодок и наземных целей, противовоздушной, противолодочной и противоракетной обороны кораблей и судов, совместных действий с морскими десантами, дозорной службой, охраны государственных границ, обеспечения защиты гражданских судов и объектов производственной деятельности в кризисных и опасных для плавания районах Мирового океана. Основные характеристики проекта 22350: водоизмещение — 5000 тонн, длина — 135 м, ширина — 16 м, скорость — до 29 узлов, дальность плавания — 4500 миль, автономность — 30 суток, экипаж — от 170 человек.
Северная верфь (первое название — Путиловская) основана 14 ноября 1912 года. Верфь является одним из ведущих предприятий оборонной промышленности России. За столетнюю историю на верфи построено около 600 надводных кораблей и коммерческих судов для ВМФ и гражданских флотов, в том числе ракетные крейсера, корабли противовоздушной обороны, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы, суда типа Rо-Rо, балкеры, буксиры, суда снабжения, паромы и плавучие доки. Сегодня в портфеле заказов предприятия — серии фрегатов, корветов, рыболовецких судов ярусного и тралового способа лова.