Самым популярным альтернативным топливом оказался метанол
Судостроительные верфи по всему миру в 2023 году получили заказы на строительство в общей сложности 298 судов с силовой установкой на альтернативном топливе, что на 8% больше, чем годом ранее. В прошлом году количество заказанных судов, способных работать на метаноле, выросло до 138 единиц, что поставило его в один ряд с судами на сжиженном природном газе (130 ед.). Кроме того, минувший год стал прорывом в производстве аммиака: было заказано строительство 11 судов, работающих на этом топливе. Еще больше судов находится в стадии проектирования. Об этом свидетельствуют статистические данные DNV, собранные на платформе Alternative Fuels Insight (AFI).
В июле 2023 года Международная морская организация (ИМО, IMO) поставила перед судоходной отраслью жесткие стандарты сокращения выбросов парниковых газов, поэтому судовладельцы ищут различные пути декабронизации своих операций. Количество заказанных в 2023 году судов, способных работать на альтернативных видах топлива, достигло почти четверти от общего количества контрактов (1281 судно).
Самым популярным альтернативным топливом в 2023 году с небольшим отрывом оказался метанол: в минувшем году было заказано 138 судов, работающих на метаноле (без учета танкеров для перевозки метанола). В 2022 году таких судов было заказано 35. В основном это были контейнеровозы (106), балкерные суда (13) и морские автовозы (10).
На втором месте по распространенности в 2023 году стал сжиженный природный газ (СПГ): 130 судов против 222 единиц в 2022 году. Если рассматривать только заказы на строительство новых судов, СПГ будет лидировать, поскольку значительная часть заказов на двигатели на метаноле приходится на проекты модернизации имеющихся судов. В прошлом году СПГ наконец преодолел барьер в 1 тыс. судов (исключая СПГ-танкеры), что свидетельствует о сохраняющейся важности этого вида судового топлива в процессе энергетического перехода. В 2023 году наиболее распространенными из судов на СПГ были контейнеровозы (48), специализированные суда для перевозки импортных автомобилей (40) и танкеры (30).
В новом 2024 году были получены первые контракты на строительство судов, работающих на аммиаке (11). По сравнению с 2022 годом (18 ед.) менее распространенным альтернативным топливом стал водород: таких заказов в 2023 году было пять.
Главный консультант морского консалтингового подразделения DNV Мартин Уолд считает, что взрывной рост строительства таких судов наблюдался в основном в сегменте контейнеровозов и морских автовозов, и не уверен, сохранится ли эта тенденция в 2024 году.