Цепочки поставок по всему миру могут подвергнуться серьезному риску
Цепочки поставок по всему миру могут подвергнуться серьезному риску на фоне ожидаемого увеличения стоимости морских грузовых перевозок в течение 2024 года, говорится в обзоре аналитической компании Xeneta (Швеция). По мнению аналитиков компании, нынешний рынок фрахта является неустойчивым.
Генеральный директор Xeneta Патрик Берглунд прокомментировал, что стоимость транспортировки товаров морским транспортом упала в течение 2023 года почти на 60% для долгосрочных контрактов на глобальном уровне, а на некоторых транспортных коридорах, таких как Трансатлантический на Восточное побережье США и АТР в Европу, снизилась примерно на 80%.
«На самом деле ставки фрахта настолько низки, что судоходные линейные компании по сути субсидируют предприятия-грузоотправители. Крупные судоходные компании не позволят этому продолжаться и взвинтят цены. Это может произойти в 2024 году или позже, но это неизбежно, и перевозчики захотят этого скорее раньше, чем позже», — полагает эксперт.
Xeneta предупреждает компании, заключившие долгосрочные контракты с судоходными компаниями по более низким ценам на конец 2023 года, что они могут пострадать первыми, если рынок изменится.
Патрик Берглунд добавил: «Судоходные линейные компании рассмотрят контракты, согласованные в 2023 году, и во многих случаях сочтут их нерентабельными. Они будут использовать любую возможность, чтобы не перевозить контейнеры этих клиентов. Вместо этого они предпочтут перевозить контейнеры, принадлежащие клиентам, по более выгодным контрактным ценам 2024 года, если рынок вырастет. Это кажется несправедливым, и, возможно, так оно и есть, но судоходные линейные компании имеют на это полное право».
Аналогичное поведение наблюдалось со стороны судоходных компаний во время пандемии.
Если в 2024 году для бизнеса и появится возможность сэкономить, то это может быть связано с сохраняющимся избытком тоннажа, который достиг рекордного уровня в 2023 году. Если этот переизбыток мощностей сохранится, то у перевозчиков не будет стимула выбирать между перевозкой контейнеров по более низкой или более дорогой цене, и они будут забирать и то, и другое.
Сектор морских грузоперевозок в последние годы пережил бурный период, поскольку он восстанавливается после заторов, вызванных Covid-19 в портах по всей судоходной сети.
Нынешний глобальный экономический спад также привел к снижению потребительских расходов и спроса на товары, что в целом является плохими новостями для судоходной отрасли. Только объем контейнерных перевозок между Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР) и Западным побережьем США в течение 2023 года сократился на 16,2%.
Патрик Берглунд сказал: «Я думаю о лежащей в основе слабой макроэкономике; инфляции, процентных ставках, стоимости жизни и сокращении глобального потребления товаров. Вдобавок ко всему, обострения политической ситуации по всему миру, будь то на Украине или на Ближнем Востоке, так что на горизонте для судоходной отрасли сгущаются тучи».
В дополнение к проблемам судоходной отрасли в 2024 году будет введена схема торговли выбросами ЕС (EU ETS) и более строгое применение показателя углеродоемкости IMO (CII), оба из которых потребуют от компаний океанских лайнеров платить за свои выбросы.
По мнению аналитика, «новые экологические нормы запретят перевозчикам эффективно использовать свой флот, поскольку их суда недостаточно экологичны». «Тот факт, что стоимость морских перевозок настолько низка, означает, что на рынке нет денег. В то же время мы просим эти огромные, убыточные судоходные линейные компании потратить огромные суммы денег на приобретение новых судов, чтобы осуществить переход к «зеленой» экономике. Клиенты хотят, чтобы океанский транспорт был экологичным, но они не готовы оплачивать счета. Это странная ситуация и головоломка для отрасли», — сказал он.
В заключение Берглунд советует компаниям, зависящим от сети океанских перевозок, оставаться гибкими и реагировать на возникающие риски и возможности в течение 2024 года: «Если мы чему-то и научились за последние несколько лет, так это тому, что нужно ожидать неожиданного. Сбои — это норма, и за углом могут возникнуть рыночные силы, которые никто не мог предвидеть».