Цена на СПГ в качестве бункерного топлива резко выросла
По итогам 42-й недели мировые бункерные индексы развернулись в восходящий тренд на фоне эскалации конфликта на Ближнем Востоке. Индекс 380 HSFO вырос на $1,17 — с 566,49 USD/MT на прошлой неделе до 567,66 USD/MT. Индекс VLSFO прибавил $10,08 (677,39 USD/MT против 667,31 USD/MT на прошлой неделе). Индекс MGO подорожал на $14,73 (с 981,98 USD/MT на прошлой неделе до 996,71 USD/MT, находясь у отметки в $1000, говорится в обзоре MABUX, предоставленном ИАА «ПортНьюс».
Global Scrubber Spread (SS) — разница в цене между 380 HSFO и VLSFO — продолжил расти: плюс $8,91 ($109,73 против $100,82 на прошлой неделе), находясь стабильно выше отметки в $100 (SS breakeven). Среднее недельное значение выросло на $10,69. В Роттердаме SS Spread показал рост на $8 (с $75 на прошлой неделе до $83), а среднее значение поднялось на $6. В Сингапуре разница в цене 380 HSFO/VLSFO по итогам недели увеличилась на $10 ($183 против $173 на прошлой неделе). Среднее недельное значение при этом выросло на $14. Аналитики считают, что на фоне высокой волатильности на топливном рынке SS Spread может продолжить умеренный рост на следующей неделе.
Цены на газ в последние дни показали резкий рост: геополитическая нестабильность влияет на спотовые рынки и усиливает опасения по поводу дефицита поставок газа в зимний период. Военный конфликт в Израиле привел к тому, что страна закрыла свое газовое месторождение Тамар в Средиземноморье. Одновременно в Европе расследуется акт возможного саботажа после того, как была обнаружена утечка на 77-километровом газопроводе в Балтийском море между Финляндией и Эстонией.
Цена на сжиженный природный газ (СПГ) в качестве бункерного топлива в порту Синеш (Португалия) резко выросла и достигла 17 октября 1018 USD/MT (плюс $157 по сравнению с предыдущей неделей). При этом разница в цене между СПГ и конвенционным топливом на 17 октября вновь оказалась в пользу MGO впервые с 11 июля 2023 года: $41 в пользу СПГ против $112 в пользу СПГ неделей ранее, MGO LS котировалось в этот день в порту Синеш на уровне 977 USD/MT.
В течение недели индекс MDI (соотношение рыночных бункерных цен (MABUX MBP Index) и цифрового бункерного эталона MABUX (MABUX DBP Index)) регистрировал следующие тренды в четырех выбранных портах: Роттердаме, Сингапуре, Фуджайре и Хьюстоне:
В сегменте 380 HSFO все четыре порта были недооценены. Средние недельные значения недооценки выросли на 4 пункта в Роттердаме, но снизились на 4 пункта в Фуджайре и на 7 пунктов в Хьюстоне. В Сингапуре значения MDI не изменились. В Фуджайре уровень недооценки топлива по-прежнему превышал отметку в $100.
В сегменте VLSFO, согласно MDI, Сингапур перешел в зону переоценки, а ее средний уровень вырос на 12 пунктов. В остальных трех портах VLSFO оставалось недооцененным. Средние уровни недооценки сократились на 1 пункт в Роттердаме, на 6 пунктов в Фуджайре и на 9 пунктов в Хьюстоне.
В сегменте MGO LS средний уровень недооценки показал рост в Роттердаме на 11 пунктов и в Хьюстоне на 12 пунктов, но сократился в Сингапуре на 8 пунктов и в Фуджайре также на 8 пунктов. В Фуджайре недооценка топлива снизилась ниже отметки в $100.
В новом обзоре Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) предупредила, что статистика выбросов углекислого газа в 2012 и 2022 годах для 33 основных флагов регистрации показывает, что «в большинстве государств флага наблюдалось увеличение выбросов от судоходства». По данным ЮНКТАД, выбросы парниковых газов в отрасли, составляющие 3% от общемирового объема, за последнее десятилетие увеличились на 20%. Если не принять меры, выбросы могут достичь 130% от уровня 2008 года к 2050 году. Ситуация осложняется «стареющим мировым флотом». По состоянию на начало 2023 года средний возраст судов составлял 22,2 года. Поскольку более половины судов сейчас старше 15 лет, многие из них либо слишком стары, чтобы их модернизировать, либо слишком молоды, чтобы их можно было сдать на слом. Агентство ООН отмечает, что альтернативные виды топлива кажутся многообещающими, но их внедрение остается на ранних стадиях: 98,8% флота все еще работает на ископаемом топливе. Положительным моментом является то, что 21% вновь заказанных судов будут работать на более чистых альтернативных видах топлива, таких как сжиженный природный газ, метанол и гибридные технологии.
Порты Антверпен-Брюгге и Роттердам объявили, что суда-бункеровщики, работающие в обоих портах, будут обязаны установить сертифицированные расходомеры бункерного топлива (MFM) с 1 января 2026 года. Впервые об этом намерении было объявлено в конце 2022 года. Тогда же было уточнено, что в первой половине 2023 года администрации портов определятся с «подходящими» MFM. В настоящее время 40 из 170 бункеровщиков в Роттердаме, Антверпене и Зебрюгге оборудованы системами расходомеров. Признавая влияние, которое решение может оказать на бункерный сектор, порты заявили, что вступление решения в силу в начале 2026 года будет гарантировать, что «бункеровочные компании будут иметь достаточно времени, чтобы адаптироваться к новым реалиям».
«Мы полагаем, что восходящий тренд на бункерном рынке сохранит свой потенциал на следующей неделе на фоне эскалации конфликта на Ближнем Востоке», — заключают аналитики.