Проблемы отрасли судоремонта сформулированы на конференции «ПортНьюс»
Нулевой НДС вызывает много вопросов у участников рынка и не признается в качестве меры господдержки для отрасли
Российская отрасль судоремонта уже более трех лет неуклонно растет, несмотря на пандемию, и последующие кардинальные изменения геополитических условий. Полтора года назад с введением западными государствами нескольких санкционных пакетов, для российских судоремонтных предприятий открылись новые перспективы для увеличения числа заказов, но, одновременно возникли новые сдерживающие факторы в части вопросов обеспечения предприятий комплектующими и запасными частями для ремонта судов.
Российский рынок судоремонта морского гражданского флота по итогам 2022 года оценивается экспертами в сумму более 124 млрд рублей. На нем можно выделить две группы отечественных судоремонтных предприятий.
К первой относятся компании, которые специализируются на судоремонте, и для них он является основной сферой деятельности. В их числе: 40 крупных и средних предприятий, которые обладают производственными мощностями и имеют доки, причальные стенки, корпусные мастерские, оборудование и т.д.; 128 — малых и 500 микропредприятий. Именно эта группа компаний выполняет львиную долю работ по ремонту и обслуживанию гражданского морского флота.
Вторая группа компаний – предприятия, которые оказывают услуги по судоремонту в числе прочих услуг. Серди них 48 крупных и средних предприятий, 91 — малых и 370 микропредприятий.
Ранее судоремонт не облагался НДС, но лет 10 назад данная мера была отменена. Затем, по настоятельным просьбам судоремонтников нулевой НДС вернули, назвав это отраслевой мерой господдержки.
В 2023 году в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, устанавливающие нулевую ставку НДС для российских судоремонтных предприятий (Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 261-ФЗ). Однако обнуление ставки НДС для судоремонтного предприятия станет возможным только при заключении предприятием с Минпромторгом России инвестиционного соглашения, в которое должны войти перечни мероприятий модернизации собственных мощностей и обязательств по направлению средств на их выполнение в течение 7 лет. Размер вложений должен составлять не менее 20% суммарного оборота именно от судоремонта по итогам предыдущего года.
Заявки от судоремонтных предприятий на заключение инвестиционных соглашений для обнуления НДС принимаются до 31 декабря 2024 года. Первые заявки, как ожидают чиновники, начнут поступать в министерство промышленности и торговли не ранее января 2024 года.
Решение об обнулении НДС для судоремонтных предприятий — ожидаемый и позитивный шаг, но условия предоставления этой меры господдержки вызывают очень много вопросов у частного бизнеса.
К сдерживающим от заключения инвестсоглашений факторам относятся:
- Необходимость увеличить сроки принятия решения и действия инвестиционного соглашения. По сути, сегодня дается всего год для принятия этого серьезного инвестиционного решения. Кроме того, семь лет мало для окупаемости подобного рода инвестиций и прекращения действия соглашения.
- В предложенном варианте документа нет критериев предъявляемых к объектам инвестиций по определению эффективности инвестиций.
- Небольшим судоремонтным предприятиям будет проблематично вложить 20% средств из оборота, даже с учетом последующего их налогового возмещения.
- Не понятно, смогут ли получить возмещение НДС предприятия в том случае, если компания-поставщик оборудования работает без НДС. То есть, если оборудование из-за рубежа — НДС нет. Будет ли в таком случае возмещение НДС? Или если поставщик работает по «упрощенке», значит тоже без НДС?
Правила проведения мониторинга выполнения условий инвестиционного соглашения не отвечают еще на два важных вопроса:
- Имеются ли штрафные санкции за нарушение обязательств инвесторов в размере невыплаченного НДС?
- Можно ли включить в перечень мероприятий приобретение основных средств иностранного производства?
В настоящих условиях становится ясно, данная мера не является поддержкой для мелких предприятий, на основную долю которых приходится рынок судоремонта, а тем более вновь создаваемые предприятия не смогут воспользоваться мерой нулевой ставки НДС, поскольку необходимо предоставление сведений о выполненных работах/услугах за предыдущие годы.
Постановление направлено на стимулирование инвестиционной деятельности в судоремонте, однако при применении нулевой ставки НДС стоимость ремонта не уменьшается для конечного заказчика, что ставит судоремонтные предприятия в неконкурентные условия по сравнению с предприятиями, работающими по упрощённой системе налогообложения.
Для наиболее эффективной работы с государственными органами власти в части отстаивания прав судоремонтного бизнеса, участниками конференции был инициирован вопрос создания отдельно ассоциации судоремонтных компаний.
II конференция «Судоремонт, модернизация, комплектующие» успешно прошла 26 сентября 2023 года в Санкт-Петербурге. Организатором конференции выступила ведущая отраслевая медиа-группа «ПортНьюс». Генеральный партнер — АО «Нордик Инжиниринг».
Полная видеозапись конференции здесь >>>>