• 16 октября 2023 13:02

    Проблемы отрасли судоремонта сформулированы на конференции «ПортНьюс»

    Нулевой НДС вызывает много вопросов у участников рынка и не признается в качестве меры господдержки для отрасли

    Российская отрасль судоремонта уже более трех лет неуклонно растет, несмотря на пандемию, и последующие кардинальные изменения геополитических условий. Полтора года назад с введением западными государствами нескольких санкционных пакетов, для российских судоремонтных предприятий открылись новые перспективы для увеличения числа заказов, но, одновременно возникли новые сдерживающие факторы в части вопросов обеспечения предприятий комплектующими и запасными частями для ремонта судов.

    Российский рынок судоремонта морского гражданского флота по итогам 2022 года оценивается экспертами в сумму более 124 млрд рублей. На нем можно выделить две группы отечественных судоремонтных предприятий.

    К первой относятся компании, которые специализируются на судоремонте, и для них он является основной сферой деятельности. В их числе: 40 крупных и средних предприятий, которые обладают производственными мощностями и имеют доки, причальные стенки, корпусные мастерские, оборудование и т.д.; 128 — малых и 500 микропредприятий. Именно эта группа компаний выполняет львиную долю работ по ремонту и обслуживанию гражданского морского флота.

    Вторая группа компаний – предприятия, которые оказывают услуги по судоремонту в числе прочих услуг. Серди них 48 крупных и средних предприятий, 91 — малых и 370 микропредприятий.

    Ранее судоремонт не облагался НДС, но лет 10 назад данная мера была отменена. Затем, по настоятельным просьбам судоремонтников нулевой НДС вернули, назвав это отраслевой мерой господдержки.

    В 2023 году в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, устанавливающие нулевую ставку НДС для российских судоремонтных предприятий (Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 261-ФЗ). Однако обнуление ставки НДС для судоремонтного предприятия станет возможным только при заключении предприятием с Минпромторгом России инвестиционного соглашения, в которое должны войти перечни мероприятий модернизации собственных мощностей и обязательств по направлению средств на их выполнение в течение 7 лет. Размер вложений должен составлять не менее 20% суммарного оборота именно от судоремонта по итогам предыдущего года.

    Заявки от судоремонтных предприятий на заключение инвестиционных соглашений для обнуления НДС принимаются до 31 декабря 2024 года. Первые заявки, как ожидают чиновники, начнут поступать в министерство промышленности и торговли не ранее января 2024 года.

    Решение об обнулении НДС для судоремонтных предприятий — ожидаемый и позитивный шаг, но условия предоставления этой меры господдержки вызывают очень много вопросов у частного бизнеса.

    К сдерживающим от заключения инвестсоглашений факторам относятся:

    • Необходимость увеличить сроки принятия решения и действия инвестиционного соглашения. По сути, сегодня дается всего год для принятия этого серьезного инвестиционного решения. Кроме того, семь лет мало для окупаемости подобного рода инвестиций и прекращения действия соглашения.
    • В предложенном варианте документа нет критериев предъявляемых к объектам инвестиций по определению эффективности инвестиций.
    • Небольшим судоремонтным предприятиям будет проблематично вложить 20% средств из оборота, даже с учетом последующего их налогового возмещения.
    • Не понятно, смогут ли получить возмещение НДС предприятия в том случае, если компания-поставщик оборудования работает без НДС. То есть, если оборудование из-за рубежа — НДС нет. Будет ли в таком случае возмещение НДС? Или если поставщик работает по «упрощенке», значит тоже без НДС?

    Правила проведения мониторинга выполнения условий инвестиционного соглашения не отвечают еще на два важных вопроса:

    1. Имеются ли штрафные санкции за нарушение обязательств инвесторов в размере невыплаченного НДС?
    2. Можно ли включить в перечень мероприятий приобретение основных средств иностранного производства?

    В настоящих условиях становится ясно, данная мера не является поддержкой для мелких предприятий, на основную долю которых приходится рынок судоремонта, а тем более вновь создаваемые предприятия не смогут воспользоваться мерой нулевой ставки НДС, поскольку необходимо предоставление сведений о выполненных работах/услугах за предыдущие годы.

    Постановление направлено на стимулирование инвестиционной деятельности в судоремонте, однако при применении нулевой ставки НДС стоимость ремонта не уменьшается для конечного заказчика, что ставит судоремонтные предприятия в неконкурентные условия по сравнению с предприятиями, работающими по упрощённой системе налогообложения.

    Для наиболее эффективной работы с государственными органами власти в части отстаивания прав судоремонтного бизнеса, участниками конференции был инициирован вопрос создания отдельно ассоциации судоремонтных компаний.

    II конференция «Судоремонт, модернизация, комплектующие» успешно прошла 26 сентября 2023 года в Санкт-Петербурге. Организатором конференции выступила ведущая отраслевая медиа-группа «ПортНьюс». Генеральный партнер — АО «Нордик Инжиниринг».

    Полная видеозапись конференции здесь >>>>




8 ноября 2024

11:55 Завершающий серию несамоходный землесос проекта 4395 «Амурский-203» принят Госкомиссией
11:36 Российская подводная лодка «Уфа» совершила деловой заход в индонезийский порт Сурабая
11:18 ФАС подготовила проект индексации тарифов на железнодорожные грузоперевозки в 2025 году на 13,8%
10:59 Завод «Красное Сормово» заложил первое судно шестой серии сухогрузов проекта RSD59
10:27 Застрявший в Японии круизный лайнер Spectrum of the Seas вышел в направлении порта Шанхай
10:08 Роснефть и ВТБ приступили к переговорам о вхождении ССК «Звезда» в Объединенную судостроительную корпорацию
09:44 Владимир Путин: Две трети торгового оборота России обслуживается в национальных валютах
09:25 В Двинско-Печорском бассейне в навигацию 2024 года перевезли более 2,75 млн тонн грузов и свыше 913 тыс. пассажиров
08:41 Вывоз товаров морским транспортом с территории ОЭЗ «Магадан» в январе-сентябре 2024 года составил 83 тыс. тонн
08:19 «Красная Кузница» (Архангельская область) приступила к ремонту плавдока ПД-57 и плавкрана СПК-11
08:00 Обзор: В 2031‒2050 годах для энергетического перехода судоходства потребуются 40 млрд евро ежегодно

7 ноября 2024

19:45 ГТЛК получила из ФНБ 4,8 млрд рублей на финансирование строительства 6 сухогрузов проекта RSD-81
19:00 ААНИИ: Во всех морях на трассе Севморпути идет ледообразование
18:47 По северному завозу 2024 года на отдаленные территории Красноярского края доставлено 202,3 тыс. тонн топлива
18:19 Чистый убыток Северной верфи за январь‒сентябрь 2024 года вырос в 1,7 раза — до 8,7 млрд рублей
17:23 НИС «Академик Опарин» дополнительно изучит последствия слива вод с АЭС «Фукусима-1» в районе Курил
17:04 Электросуда с момента запуска регулярных речных маршрутов в Москве совершили более 56 тыс. рейсов
16:42 Таймырская топливная компания в навигацию 2024 года перевезла 57 тыс. тонн нефтепродуктов
16:29 На Дальнем Востоке планируется запуск новых круизных маршрутов
16:08 Посольство: Япония при обращении судовладельца готова помочь в выезде россиян с застрявшего в Иокогаме круизного лайнера
15:49 Мурманский морской торговый порт начал переговоры о перевалке контейнеров
15:27 В порту Валенсия (Испания) возобновилась обработка контейнеров после сильного наводнения
14:51 Николай Патрушев: Необходим новый закон о судостроении с едиными принципами управления отраслью
14:32 Гидроузел № 13 Волго-Донского судоходного канала принят в эксплуатацию после реконструкции
14:05 ПСЗ «Янтарь» принял вторую партию секций для строящегося плавдока «Капитан Анатолий Ермолаев»
13:47 Россельхознадзор за январь‒октябрь 2024 года проконтролировал экспорт 133,7 тыс. тонн рыбы из Мурманской области
13:26 Hapag-Lloyd заказала 24 контейнеровоза на СПГ с возможность перехода на аммиачное топливо
13:04 Грузооборот порта Лиепая (Латвия) за январь-октябрь 2024 года увеличился на 0,4%
12:48 Невский ССЗ должен возместить Росморпорту 73 млн рублей за приемку парома «Маршал Рокоссовский» в Турции
12:31 Работу шлюзов на Волго-Балте в навигацию 2024 года могут продлить по дополнительным соглашениям
12:12 РС принял в свой класс контейнеровоз «Капитан Малахов»
11:59 Лизинговый портфель ГТЛК в сегменте водного транспорта по итогам января‒сентября 2024 года достиг 472 млрд рублей
11:45 Ростехнадзор выдал «ОБЛ-Шиппинг» лицензию на право перевозки радиоактивных веществ
11:23 НКХП за четыре месяца сезона 2024/2025 перевалил более 2,9 млн тонн зерна
11:14 Объем бункеровок в порту Владивосток за десять месяцев 2024 года сократился на 1% — до 417 тыс. тонн
10:52 «Си Тех» завершил мореходные испытания «Метеора» проекта 03830 «Муса Джалиль»
10:41 Товарооборот России и Китая в январе‒октябре 2024 года увеличился на 2,8% — до $202 млрд
10:37 Правительство РФ в 2024 году выделило 48,8 млн рублей на возмещение расходов по скоростным пассажироперевозкам на Волге
10:14 На Магаданскую ТЭЦ в навигацию 2024 года доставлено 225 тыс. тонн угля
09:53 Счетная палата предложила проверить эффективность использования субсидии на углубление ВКМСК
09:29 Водоемы Москвы зимой 2024 года будут патрулировать более 25 судов на воздушной подушке
09:06 Обновлены сведения о фактических глубинах и предельно допустимых осадках судов в порту Мурманск
08:44 Транзитные грузоперевозки по Севморпути за январь-октябрь 2024 года возросли на 40% — до 3 млн тонн
08:21 Грузооборот Владморрыбпорта в январе-октябре 2024 года вырос на 7% — до 4,55 млн тонн
08:00 Владимир Путин: Грузоперевозки по СМП в 2024 году достигнут 38 млн тонн

6 ноября 2024

19:00 НИС «Атлантида» направилось в район Гвинеи в рамках Большой африканской экспедиции
18:42 Грузоперевозки в Обь-Иртышском бассейне в навигацию 2024 года увеличились на 6,7% — до 13,5 млн тонн
18:34 Лайнер Astoria Grande с начала круизного сезона‒2024 по октябрь перевез 29 тыс. пассажиров
18:15 BIMCO: Верфи за январь‒сентябрь 2024 года передали в эксплуатацию 410 контейнеровозов
17:53 Флот Segezha Group в Красноярском крае в навигацию 2024 года перевез 1,4 млн куб. м леса
17:39 НТК в третьем квартале 2024 года перевезла в полувагонах на экспорт 154 тыс. тонн черных металлов
17:17 Суд взыскал 1 млн рублей с обанкротившегося генподрядчика реконструкции причалов в Большом порту Санкт-Петербург
17:08 Мурманский балкерный терминал в октябре 2024 года обработал 231 тыс. тонн минеральных удобрений
16:46 Порт Шанхай (Китай) к 2030 году планирует увеличить объемы бункеровки низкоуглеродным топливом до более 1 млн тонн в год
15:52 Антон Алиханов: Строительство четырех неатомных ледоколов для Севморпути возможно на ССК «Звезда» в Приморье
15:49 Росатом намерен долго использовать реакторные установки «РИТМ-200» для освоения СМП
15:17 План загрузки ССК «Звезда» до 2037 года учитывает 92 грузовых судна ледового класса
15:08 Грузооборот порта Шанхай (Китай) за январь-октябрь 2024 года вырос на 5,6%
14:56 Владимир Путин: Ледокол «Сталинград» должен быть заложен в 2025 году
14:49 Владимир Путин: На ледокольную проводку судов по Севморпути нужно сформировать более эффективные тарифы
14:47 Владимир Путин дал старт спуску на воду атомного ледокола проекта 22220 «Чукотка»
14:10 «Норникель» рассчитывает в 2028‒2030 годах увеличить грузоперевозки по СМП вдвое — до 3 млн тонн
13:52 В Архангельской области завершился северный завоз топлива в навигацию 2024 года
13:33 Суд счел несоразмерным требование ГТЛК к «Красному Сормову» на 598 млн рублей за задержку постройки 6 сухогрузов
13:22 Запущенные с космодрома «Восточный» спутники будут обрабатывать сигналы АИС водного транспорта
12:13 Росприроднадзор не смог взыскать 31 млн рублей за загрязнение реки Дон зерновой пылью
12:09 В Приморье планируется создать новую инвестиционную площадку с преференциальным режимом для развития МТК
11:16 Чистая прибыль ICTSI за девять месяцев 2024 года выросла на 31% — до $632,58 млн
10:58 Из Волгоградской области в Иран за январь‒октябрь 2024 года экспортировано 470 тыс. тонн зерна
10:39 Между Россией и Египтом открываются две новые морские линии для перевозки рефконтейнеров