Полная декарбонизация может привести к увеличению ежегодных расходов на топливо на 70-100%
Для достижения нулевого уровня выбросов с судов к 2050 году потребуется дополнительно от $8 до $28 млрд в год. Об этом говорится в «Обзоре морского транспорта 2023», выпущенном Конференцией ООН по торговле и развитию (UNCTAD) накануне Всемирного дня моря, отмечаемого 28 сентября.
При этом для развития инфраструктуры для 100% углеродно-нейтрального топлива к тому же году потребуются еще более существенные ежегодные финансовые вложения — в пределах от $28 до $90 млрд.
Полная декарбонизация, говорится в докладе, может привести к увеличению ежегодных расходов на топливо на 70-100%, что неизбежно затронет малые островные развивающиеся государства и наименее развитые страны, которые в значительной степени полагаются на морские транспортировки грузов и пассажиров.
Чтобы обеспечить справедливый переход, UNCTAD призывает к «созданию универсальной нормативной базы, применимой ко всем судам, независимо от их флагов, собственности или районов деятельности, тем самым избегая двухскоростного процесса декарбонизации и поддерживая равные условия игры».
«Экономические стимулы, такие как сборы или взносы, выплачиваемые в связи с выбросами от судоходства, могут способствовать конкурентоспособности альтернативных видов топлива и сократить разрыв в затратах с традиционными темными видами топлива», — считает директор UNCTAD по технологиям и логистике Шамика Н. Сириманн.
По ее мнению, эти средства могли бы также способствовать инвестициям в порты в развивающихся странах, уделяя особое внимание адаптации к изменению климата, торговым и транспортным реформам, а также доступности цифровой связи.
В отчете отмечается, что переход на более чистые виды топлива находится на ранних стадиях и почти 99% мирового флота все еще зависит от традиционных видов судового топлива. При этом в документе приводятся примеры перспективных технологических разработок. Так, 21% заказанных судов будет работать на альтернативном топливе.
Помимо более экологичных видов топлива, UNCTAD подчеркивает роль цифровизации в ускорении усилий по декарбонизации, ссылаясь на преимущества повышения эффективности и сокращения задержек.
«Инвестиции в цифровизацию и технологии повысят предсказуемость и надежность доставки, а применение таких технологий, как искусственный интеллект, машинное обучение, блокчейн и Интернет вещей (IoT), приведет к оптимизации производительности для мониторинга, маршрутизации, скорости и профилактического обслуживания — все это может помочь ускорить процесс декарбонизации», — отметила Шамика Н. Сириманн.
В обзоре говорится, что на долю судоходной отрасли приходится более 80% объема мировой торговли и почти 3% глобальных выбросов парниковых газов. При этом за последнее десятилетие эти выбросы выросли на 20%.
В организации также выразили обеспокоенность по поводу старения мирового торгового флота. Например, в начале этого года коммерческим судам в среднем исполнилось 22,2 года, что на два года больше, чем в 2013 году. Сегодня более 50% мирового флота старше 15 лет.