Проблемы коснулись бункерного рынка
Проблемой роста внутренних российских цен на нефтепродукты и дефицита отдельных сортов топлива уже занимаются в правительстве РФ. Об этом заявил президент России Владимир Путин в ходе пленарного заседания Восточного экономического форума (ВЭФ-2023), отвечая на вопрос модератора о стремительном росте цен на топливо внутри России вслед за ростом мировых цен на нефть. Сложившуюся в стране ситуацию эксперты связывают с более выгодным в данный момент экспортом российских нефтепродуктов по сравнению с продажами топлива на внутреннем рынке, а также со сложностями перевозки нефтепродуктов по железной дороге из-за высокой ее загрузки.
«Правительство не среагировало своевременно на вот эти изменения на мировом рынке с ростом цен на нефть. Это регулируемая позиция, — отметил глава государства. — Но в целом производители и правительство между собой договорились, как они будут действовать в ближайшее время».
Владимир Путин добавил, что 11 сентября обсуждал эту проблему с главой НК «Роснефть»: «Мы вчера только с Игорем Ивановичем Сечиным разговаривали, у него своя позиция есть…»
По словам президента, все механизмы для своевременного регулирования цен имеются. Он напомнил, что в 2009 году правительством РФ был детально согласован порядок взаимодействия с компаниями энергетического комплекса страны. «Это постановление действует, но не применяется. Сейчас применяются другие инструменты, так называемый демпфер. Я уже сказал, в чем его смысл: баланс между внешними ценами и внутренними, но и его «ополовинили», и он не стал так эффективно работать, как работал до этого. Инструменты известны, договоренности есть. Надеюсь, что это отразится на реальном положении дел», — подытожил Владимир Путин.
По данным аналитического отдела ИАА «ПортНьюс» в сегменте морского и речного транспорта на протяжении трех недель отмечается дефицит бункерного топлива: дизельного топлива (ДТ) и мазута. В порту Санкт-Петербург в данный момент бункерного топлива практически нет, в портах Дальнего Востока бункеруют нефтепродуктами, запасы которых остались с прошлых периодов. Цены на ДТ для бункеровки судов в морских портах Дальнего Востока в конце июля 2023 года подскочили с $800 до $850 за тонну. Затем цены стабилизировались и последний месяц меняются в диапазоне с $730 до $790 долларов за тонну. В южном бассейне в порту Кавказ бункерное топливо имеется.
Отдельные компании отмечают дефицит ДТ и СМТ при бункеровке на внутренних водных путях (ВВП) России.