1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Росатом подготовит концепцию формирования тарифов на услуги по ледокольной проводке в акватории СМП

22 июня 2023   11:18

Росатом подготовит концепцию формирования тарифов на услуги по ледокольной проводке в акватории СМП

Михаил Мишустин дал поручения по итогам стратегической сессии по развитию Северного морского пути

Строительство ледоколов, а также судов ледового и неледового классов, разработка судового комплектующего оборудования, развитие морских портов, организация аварийно-спасательных центров и баз, обеспечение дополнительных мер безопасности и экономической эффективности рейсов — эти и другие вопросы вошли в перечень поручений председателя правительства Михаила Мишустина по итогам стратегической сессии по развитию Северного морского пути (СМП), состоявшейся 6 июня. Об этом сообщает пресс-служба правительства.

Большой блок задач поставлен перед Минпромторгом. Так, до 1 декабря вместе с госкорпорацией «Росатом» он должен представить в правительство предложения по строительству судов ледового класса для Севморпути, а до 1 ноября — вместе с Минфином и Минэкономразвития проработать дополнительные меры господдержки для строительства, а также приобретения таких судов.До 30 ноября Минпромторгу вместе с Минфином необходимо завершить работу по проекту постановления правительства о правилах предоставления из федерального бюджета субсидий дальневосточным судостроительным организациям на возмещение части затрат, связанных со строительством гражданских судов.

До 1 августа Минпромторгу и «Росатому» поручено направить в кабмин согласованную «дорожную карту» по проектированию отечественного газовоза ледового класса и головного судна с указанием сроков, стоимости, а также источников финансирования. Работа должна быть проведена при участии ССК «Звезда», ПАО «Новатэк» и ПАО «Совкомфлот».

К этому же сроку Минпромторгу вместе с Минфином и АО «ОСК» предстоит подготовить предложения по источникам финансирования строительства эллинга на АО «Северная верфь». Специализированный комплекс необходим для строительства крупнотоннажного флота для Северного морского пути.До 1 декабря Минпромторг вместе с главами регионов, входящих в состав Арктической зоны России, должен подготовить предложения по развитию судоремонта для обеспечения потребности СМП и рыбохозяйственного комплекса.

Минфину при формировании проекта нового трехлетнего федерального бюджета Михаил Мишустин поручил обеспечить проработку финансирования целого ряда направлений:

▪ совместно с Росморречфлотом — завершения строительства судов и баз аварийно-спасательного флота;

▪ совместно с МЧС — строительства и оснащения аварийно-спасательных центров с авиационными звеньями в Певеке, Диксоне, Тикси, Сабетте, объекта для размещения авиационно-спасательного звена в Анадыре, а также содержания этих объектов и персонала;

▪ совместно с Федеральным медико-биологическим агентством — строительства четырех корпусов для размещения подразделений организации;

▪ совместно с Минвостокразвития и «Росатомом» — проектирования судов снабжения для северного завоза;

▪ совместно с Минприроды — обеспечения системы государственного экологического мониторинга в акватории Северного морского пути;

▪ совместно с Минпромторгом и АО «Атомэнергомаш» — реализации комплексных проектов по созданию судового комплектующего оборудования, в том числе для крупнотоннажных судов.

О результатах этой работы доклад в Правительство должен быть представлен к 1 августа.

Минфину также поручено обеспечить паритетное финансирование строительства пятого и шестого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220, а также многофункционального судна атомно-технологического обеспечения за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Кроме того, Минфин должен разработать механизм льготного досрочного (на период не менее 25 лет) кредитования строительства пятого и шестого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220 по ставке не более 2% годовых. В этой работе будут задействованы Минпромторг, «Росатом» и «ВЭБ.РФ».

Отдельное поручение касается строительства четырех неатомных ледоколов для работы в акватории Северного морского пути. «Росатом», Минпромторг и Минфин должны представить в правительство согласованные предложения по этому вопросу с учетом требуемых мер господдержки, обеспечивающих приемлемый тариф на ледокольные услуги для арктических проектов.

С учетом важности вопроса стоимости услуг по ледокольной проводке судов в акватории Северного морского пути Михаил Мишустин поручил подготовить согласованную концепцию формирования тарифов в этой сфере с 2028 года. При необходимости она должна предусматривать меры господдержки по их субсидированию. Разработкой концепции займется «Росатом» при участии Минфина, Федеральной антимонопольной службы, Минэкономразвития и Минвостокразвития. В Правительство она должна быть внесена к 1 декабря 2024 года.

Инструмент субсидирования ледокольных проводок при выполнении летне-осенних рейсов судами неледового класса может быть задействован и в 2023–2024 годах в случае ухудшения ледовых условий в акватории Северного морского пути. Обеспечить такую возможность поручено Минфину, Минвостокразвития, Минтрансу и «Росатому». Доклад о результатах в Правительстве ждут уже к 1 июля. А к 1 ноября «Росатом», Минфин и Минтранс должны подготовить целый комплекс мер по обеспечению безопасности и экономической эффективности рейсов судами неледового класса для перенаправления отечественных грузов с Запада на Восток по Севморпути.

Кроме того, к 1 декабря в Правительство должна быть представлена концепция развития транзитного потенциала Северного морского пути, разработкой которой занимаются «Росатом», Минвостокразвития, Минтранс, Минэкономразвития и МИД, а также план развития морских портов за пределами Северного морского пути, обеспечивающий потребности подтвержденных грузоотправителями перспективных объемов грузоперевозок по СМП. За эту работу при участии регионов и заинтересованных инвесторов отвечают Минтранс и «Росатом».

К этому же сроку Минтранс вместе с Минприроды и Минэнерго необходимо подготовить предложения по законодательному закреплению полномочий по утверждению требований к составу сил и средств, необходимых для предупреждения и реагирования на разливы нефти, нефтепродуктов, опасных и вредных веществ в море.

Еще одно поручение Михаила Мишустина касается подготовки кадров. В вузах регионов, которые входят в состав Арктической зоны, должны быть предусмотрены образовательные программы для подготовки специалистов, которые будут обеспечивать потребности Северного морского пути. Проработать этот вопрос в срок до 1 августа предстоит Минобрнауки вместе с Минтрансом, «Росатомом» и главами регионов.

Северный морской путь — кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяженность пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России. В августе 2022 года Правительство по поручению Президента подготовило и утвердило план развития Северного морского пути до 2035 года.