1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Планы судостроения до 2035 года подразумевают передачу 525 речных судов и судов класса «река-море»

21 июня 2023   08:20

Планы судостроения до 2035 года подразумевают передачу 525 речных судов и судов класса «река-море»

Почти половина из них будет построена до 2027 года по программе льготного лизинга с использованием средств ФНБ

Фото с сайта Кремля

Сформированы перспективные планы строительства пассажирских и грузовых судов до 2035 года, которые подразумевают передачу эксплуатантам 525 речных судов и судов класса «река-море», доложил президенту РФ Владимиру Путину заместитель председателя правительства – министр промышленности и торговли Денис Мантуров на совещании по развитию речного судоходства 20 июня 2023 года. Об этом сообщается в Telegram-канале правительства России.

Почти половина из них будет построена до 2027 года по программе льготного лизинга с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Стартовая партия первых из 10 сухогрузов ожидается до конца 2024 года.

Благодаря лизингу у 35 верфей есть опыт строительства современных судов разного класса и водоизмещения, не уступающих по комфорту иностранным.

На российских верфях в том числе ведется строительство: круизных лайнеров проекта PV-300, в том числе лайнера «Петр Великий» на 300 пассажиров; линейки скоростных судов типа «Валдай», «Метеор», «Комета»;судов проекта «Котлин» для доставки гостей в кластер «Остров фортов» в Кронштадте.

Благодаря лизингу активно развивается водный экологически чистый электротранспорт.

Москве уже передаются в эксплуатацию первые речные трамваи ледового класса типа «Экобас» на 80 пассажиров.Для других городов разработаны более вместительные «Экокруизеры». Ведется строительство причальных комплексов с зарядной инфраструктурой для них.

Кроме того, реализуются проекты по созданию водного транспорта на других перспективных видах топлива: создан однопалубный теплоход на СПГ; реализуется проект прогулочного судна на водороде и заправочной станции для него.

Денис Мантуров отметил, что важным фактором развития отрасли является замещение судового оборудования. В период с 2022 по 2024 год 36 предприятий получат 18 млрд рублей на разработку 64 видов судового оборудования. Денис Мантуров отметил необходимость продления этой программы.

Вице-премьер также предложил поддержать российских производителей оборудования за счет отдельной меры поддержки на предоставление скидок по наиболее критическим узлам и агрегатам.

По словам Дениса Мантурова, также необходимо сохранить механизм судового утилизационного гранта и предусмотреть на него дополнительные средства.

На совещании 20 июня президент РФ Владимир Путин поручил рассмотреть возможность расширить программу строительства гражданских судов на 2023-2027 годы.  Он напомнил о перспективном плане строительства гражданских судов на период до 2035 года, который предусматривает создание около 1 тыс. судов, в том числе для речных перевозок. Кроме того, в 2023 году для достижения целей этого плана было принято решение о финансировании строительства 260 судов на период 2023-2027 годов с использованием средств ФНБ.

Напомним, в декабре 2022 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству обеспечить за счет средств ФНБ софинансирование строительства до 2027 года гражданских судов водного транспорта. Кабмин в феврале 2023 года подготовил паспорта инвестпроектов по строительству 260 единиц водного транспорта: 119 грузовых, 73 пассажирских, 10 рыбопромысловых, 27 судов дноуглубительного флота, 1 плавдока, 5 крупнотоннажных и 5 буксирных судов, 20 барж. Общий объем инвестиций — 231 млрд рублей, из них 136 млрд рублей — средства ФНБ.

Построенные суда Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) передаст транспортным компаниям в лизинг на срок до 25 лет. Ставка для пассажирских и круизных судов составит 2,93% годовых, для дноуглубительных и рыбопромысловых — 4,51% годовых, для грузовых и крупнотоннажных судов — 7,6% годовых. Первые 47 судов ГТЛК законтрактует в 2023 году.