• 14 июня 2023 17:51

    Рост пропускной способности ВВП опережает возможности портовой инфраструктуры — Ленгипроречтранс

    Для модернизации и строительства речных портов сейчас нет инвесторов

    Пропускная способность внутренних водных путей (ВВП) России к 2025 году будет увеличена, однако росту грузооборота препятствует нехватка соответствующей портовой инфраструктуры. Такое мнение высказал генеральный директор АО «Ленгипроречтранс» Павел Белкин на III Международном научно-промышленном форуме «Транспорт. Горизонты развития» в Нижнем Новгороде, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».

    По его словам, грузопоток по ВВП (117,2 млн тонн в 2022 году) составляет сейчас около 20-30% от пропускных возможностей, что в 5-8 раз ниже, чем в ЕС или КНР. Для увеличения пропускной способности речных путей государство реализует ряд масштабных проектов, в том числе строительство Городецкого и Багаевского гидроузлов, дноуглубление и реконструкцию Волго-Каспийского канала. Строительство этих объектов в целом идет по графику, и к 2025 году пропускная способность ВВП будет увеличена до уровня советских времен, то есть около 500 млн тонн. «Однако к этому моменту портовая инфраструктура может столкнуться с нехваткой мощностей и ограниченной возможностью перевалки грузов, что влечет за собой негативные последствия логистических систем и экономики в целом», — считает Павел Белкин.

    Основными причинами проблемы эксперт назвал изношенность портовой инфраструктуры, не рассчитанной на текущие объемы, стесненное расположение портов среди городской застройки, неразвитость транспортной инфраструктуры для мультимодальных перевозок. «Новых портов на реке в последние годы не появлялось, все что есть — это советское наследие, порты, которые принадлежат либо администрациям, либо небольшим частным владельцам, не имеющим средств на их развитие. При ограниченной территории в черте города многие порты довольствуются перевалкой небольших объемов грузов, которые неудобно возить по автодорогам, например, песок или негабаритные грузы», — говорит он. При этом, по его словам, основной сдерживающий фактор — капиталоемкость (стоимость постройки порта — десятки миллиардов рублей) и длительные сроки окупаемости (от 15 лет) при отсутствии гарантированного грузопотока, что и отпугивает частных инвесторов.

    В качестве примера он привел два несостоявшихся проекта, подготовленных «Ленгипроречтрансом»: проект создания нового Самарского речного порта с оборотом на первом этапе 5,5 млн тонн и проект порта в Ульяновске с выходом на иранский порт Энзели. Инвесторы обоих проектов, по его словам, готовы перейти к реализации только по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП). Также был упомянут проект создания логистической системы в Волжском бассейне, которая позволит увеличить грузоперевозки зерна на 10 млн тонн, за счет постройки 20 речных зерновых терминалов и 4 морских на Каспии и постройки около 100 судов общим тоннажем 500 тыс. тонн при общей стоимости проекта 310 млрд рублей. «На наш взгляд, при отсутствии крупных портовых операторов развитие речных портов невозможно без участия государства. К сожалению, в данный момент мы не видим системных действий, которые бы помогли решить проблему развития портов, как мультимодальных центров, как это делается за рубежом», — отметил экспорт.

    По его мнению, помимо активизации роли государства на федеральном и региональном уровнях, госгарантий и льготных программ кредитования на приобретение и строительство флота, решением проблемы могло бы стать привлечение иностранных инвесторов из стран-импортеров (Иран, КНР, ОАЭ), а также внедрение информационных технологий и создание единой цифровой среды.


6 мая 2024

12:15 В рамках реконструкции морского порта Холмск (Сахалинская область) ведется сборка мостового перехода
11:32 Круизные теплоходы в навигацию 2024 года совершат около 160 судозаходов в Удмуртию
11:13 Пассажирская навигация на Амуре по маршруту Хабаровск — Фуюань (КНР) откроется 7 мая
10:57 Танкер «Джаббар Гашимов» ASCO вернулся в эксплуатацию после капремонта
10:35 В Мариупольском морском порту выявлены нарушения требований природоохранного законодательства
10:16 РКО завершило техническое наблюдение за строительством плавучих понтонов проекта 19.ПППМС22-90-00
09:54 ПСЗ «Янтарь» ввел в эксплуатацию новый обрабатывающий центр
09:30 В акватории ООО «Диомидовский рыбный порт» (порт Владивосток) обнаружено загрязнение площадью около 2 кв. км
09:08 Открылась навигация в морском порту Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край)
08:46 HD Hyundai и ABS совместно разработают требования для судов с электрической силовой установкой
08:23 Грузооборот Владморрыбпорта в январе-апреле 2024 года увеличился на 25% — до 1,9 млн тонн
08:00 Пассажироперевозки между Казанью и Ульяновском отменены из-за поломки скоростного теплохода «Метеор»

5 мая 2024

18:13 Пожарное судно и катер будут нести службу в Ростовской области до конца октября 2024 года
14:23 Верфи HD KSOE (Южная Корея) получили два крупных контракта на строительство 6 газовозов
12:28 Международный контейнерный форум «ЕСЭ ASIA – 2024» собрал более 300 участников
10:24 В Балтийске возобновились работы по разминированию затонувшей баржи
09:42 Международный форум «Транспортная логистика Каспийского региона» собрал более 200 участников
08:30 Среди организаций Северо-Запада России состоялся турнир по русскому бильярду
08:00 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с днем рождения директора Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергея Смирнова!

4 мая 2024

15:30 Навигация-2024 для маломерных судов в Приморском крае начнется 5-6 мая
13:28 Международная конференция «Освоение шельфа России и СНГ-2024» состоится 17 мая 2024 года в Москве
13:03 Китайские корабли повредили филиппинские в Южно-Китайском море с помощью водометов
12:32 Шедший в Россию танкер потерял ход в проливе Дарданеллы (Турция)
08:00 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с днем рождения члена совета Росморречбункера Александра Соболева!

3 мая 2024

19:00 Аварийно-спасательное подразделение ОТЭКО в порту Тамань расширило парк спецтехники
18:51 Одна из российских «дочек» Maersk снова запустила процесс ликвидации
18:46 Врио генерального директора завода «Красное Сормово» избран Борис Петров
18:36 Эстония готовится к потенциальной блокаде Балтийского моря
18:27 DNV: Рост заказов на строительство судов на альтернативном топливе в январе-апреле 2024 года составил 48%
18:04 В иранском МИДе заявили об освобождении членов экипажа захваченного судна MSC Aries
17:45 Итоги недели с ПортНьюс 22 апреля-3 мая
17:32 КМЗ разработал спуско-подъемное устройство для скоростных катеров
17:13 Юридический комитет ИМО подготовил детальный план работы по вопросам автономного судоходства
16:56 Северный ЭО АСР планирует капитальный ремонт спасательного буксира «Микула»
16:34 Четырехпалубный теплоход «Виссарион Белинский» впервые зашел в Уфу
16:17 Россия и Азербайджан утвердили план создания нормативной базы для развития инфраструктуры МТК «Север – Юг»
15:58 Нижегородское ООО «СССР» отгрузило траловый комплекс для малого рыболовного сейнера проекта 04130
15:36 Период ледокольной проводки судов в порту Архангельск закончится 4 мая
15:15 Новый плавучий пирс ПМ-61м1 для Тихоокеанского флота доставят на Камчатку из Приморья
14:54 Порты Маврикия, Мадагаскара и Намибии получили импульс к развитию из-за кризиса в Красном море
14:33 В Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту планируется внести ряд изменений
14:16 Пожар произошел на причале Владивостокского филиала ЧЭМК в бухте Диомид
13:57 Новый рейдовый разъездной катер доставлен на Камчатку морским транспортом КИЛ-168
13:38 Пермская судоверфь спустила на воду несамоходный гидроперегружатель проекта Р166 после ремонта
13:21 Общее ходовое время работы буксира «Ирбис» за 2023 год составило более 3 тыс. часов
12:59 Объем уложенного бетона при строительстве Багаевского гидроузла к маю 2024 год достиг 127 тыс. куб. м
12:42 Предприятие ОСК разработало зонд для диагностики изделий судового машиностроения
12:23 Грузооборот портов Астраханской области в первом квартале 2024 года вырос на 78%
12:06 Погрузка на СКЖД в январе-апреле 2024 года сократилась на 9% — до 17,4 млн тонн
11:47 СМИ: Структура Росатома может получить контроль над КМТП
11:30 Строительство производственного корпуса верфи в порту Корсаков (Сахалин) может начаться в августе 2024 года
11:09 Группа компаний «СММ» произвела модернизацию крана-перегружателя типа STS производства Liebherr
10:48 Грузооборот группы НМТП за 2023 год увеличился на 6% — до 132,3 млн тонн
10:31 Пассажирское сообщение речным транспортом стартовало между Благовещенском (Амурская область) и Хэйхэ (КНР)
10:13 Погрузка на ДВЖД в январе-апреле 2024 года увеличилась на 1% — до 24,8 млн тонн
09:54 «Р-Флот» поставит 6 комплектов рамоподъемных устройств для самоходных земснарядов проекта 93.159А
09:28 Объем рыбного экспорта из Приморья в Китай в январе-апреле 2024 года снизился на 4,7%
09:05 Открыто движение по второму пути на очередном участке железнодорожной линии к порту Ванино
08:43 На линии Усть-Луга — Балтийск железнодорожные паромы перевезли 96,5 тыс. тонн грузов в апреле 2024 года
08:22 MABUX: Спрос на СПГ в Европе достигнет своего пика в 2024 году
08:00 Морские порты России в первом квартале 2024 года: инфографика и аналитика

2 мая 2024

19:00 Чистая прибыль Архангельской РЭБ флота в 2023 году снизилась на 16,8%
18:34 Минобороны не смогло взыскать 840 млн рублей с ПСЗ «Янтарь» из-за затянувшегося ремонта СКР «Неустрашимый»
18:16 Весь флот группы «Илим» к навигации 2024 года будет спущен на воду до 25 мая
17:58 Российский арбитраж запретил немецкой Linde вести судебные споры с «РусХимАльянсом» за рубежом
17:39 Терминал минудобрений НТК в Усть-Луге получил заключение о соответствии построенных железнодорожных путей
17:17 Грузоперевозки через Амур в пункте пропуска Благовещенск — Хэйхэ (КНР) планируется возобновить с 7 мая
17:02 ESPO: Европейским портам необходимо за 10 лет инвестировать в инфраструктуру и энергопереход 80 млрд евро
16:43 Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований на водном транспорте планируется дополнить
16:22 Дрейфующая полярная станция на ЛСП «Северный полюс» завершила работу