Основной объем российского экспорта нефти и газа перевозят зарубежные судовладельцы
ПАО «Совкомфлот» в 2022 году направило весь свой флот на экспортные поставки нефти и газа, заняв в результате 14% рынка. Всего же на долю российских судовладельцев приходится около 15% экспортных перевозок энергоносителей. Об этом, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», сообщил генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов на Национальном нефтегазовом форуме в Москве.
По его словам, общий объем экспорта нефти, газа и нефтепродуктов из российских портов в 2022 году составил 299,85 млн тонн. Из них судами компании «Совкомфлот» перевезено 41,7 млн тонн, или около 14%. Еще порядка 1% приходится на более мелкие транспортные компании. Остальное, как утверждает он, перевезено по большей части иностранными судовладельцами, причем из недружественных стран. Как отмечает руководитель судоходной компании, в прошлом году в результате изменений в мировой логистике, удлинения маршрутов и дефицита флота, были резко повышены фрахтовые ставки, однако затем ставки стабилизировались, отчасти из-за усиления активности российского флота.
«В прошлом году «Совкомфлот», имея в портфеле 263 портозахода, направил весь свой флот на транспортировку энергоносителей из российских портов. В итоге компания перевезла порядка 14% экспорта. На сегодня 62 судна работают по долгосрочным контрактам с российскими нефтегазовыми чемпионами, что позволяет кратно оптимизировать логистику по сравнению со спотовым рынком. Общая экономия — более $1 млрд», — сказал Игорь Тонковидов.
Согласно предоставленным данным, порты, занимавшиеся экспортной отгрузкой нефти и нефтепродуктов в 2022 году, — это Новороссийск и терминал КТК (суммарно 100,3 млн тонн), Усть-Луга (60 млн тонн), Приморск (52,2 млн тонн), Козьмино (32,1 млн тонн), Мурманск (15 млн тонн), Де-Кастри (4,9 млн тонн) и Пригородное (3,85 млн тонн). Отгрузка сжиженного природного газа (СПГ) проходила в портах Сабетта (20,35 млн тонн) и Пригородное (11,15 млн тонн).
По словам гендиректора «Совкомфлота», тот факт, что сегодня лишь около 15% экспорта энергоносителей принадлежит российскому бизнесу, свидетельствует о «низком уровне контроля над морской экспортной логистикой в России», а также о «необходимости наращивания танкерного флота». По его убеждению, для изменения такого положения необходимо предпринять несколько шагов на уровне государства. Например, обеспечить приоритетный доступ к грузовой базе для российских судовладельцев, организовать благоприятный режим для судоходства, дублировать страховые институты, развивать систему расчетов в национальных валютах.
Группа компаний «Совкомфлот» — крупнейшая судоходная компания России, лидер в области морской транспортировки нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа, а также обслуживания морской добычи углеводородов. Компания специализируется на операциях в сложных климатических и ледовых условиях.