1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. На ЛСП «Северный полюс» будет доставлено оборудование для определения биогенных элементов в воде

28 февраля 2023   18:41

На ЛСП «Северный полюс» будет доставлено оборудование для определения биогенных элементов в воде

Исследования помогут понять биопродуктивность в Арктике и влияние процессов на изменение климата

Фото с сайта ААНИИ

На дрейфующую станцию «Северный полюс-41», которая проходит на ледостойкой самодвижущейся платформе (ЛСП) «Северный полюс», будет доставлен новый автоанализатор, определяющий биогенные элементы в воде. Гидрохимические исследования ученых Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) помощью нового оборудования будут соответствовать общепризнанным международным стандартам точности и скорости, сообщает пресс-служба института.

Новый автоанализатор, определяющий в воде соединения минерального азота и органический фосфор, будет доставлен на ЛСП «Северный полюс» после пусконаладочных работ в Лаборатории полярных и морских исследований имени О.Ю.Шмидта ААНИИ. Определения концентрации биогенных элементов в морской воде и льдах позволяют лучше понимать биопродуктивность в Арктике, то есть определять скорость, с которой растут водоросли в арктических водах, отмечают специалисты. Подобные исследования также помогают в изучении распространения водных масс, что позволяет лучше понимать влияния этих процессов на изменение климата в регионе.

«Новый прибор существенно ускорит работу и повысит точность уникальных данных, получаемых сейчас в Северном Ледовитом океане. Так, тренированный оператор вручную может проанализировать 20-30 проб биогенных элементов в день, в то время как автоанализатор выполняет такой объем работы за час и может функционировать круглосуточно. Кроме того, этот прибор сам готовит калибровочные растворы. Всего в России таких приборов не более 10, три из которых работают в лабораториях нашего института», — рассказал начальник Лаборатории О.Ю.Шмидта ААНИИ Василий Поважный.

Экспедиция «Северный полюс-41» (СП-41) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1») начала работу 21 мая 1937 года. С тех пор каждой следующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и порядковый номер. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. На протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволяющие делать выводы о распространении радиоволн. В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет: критическое состояние льда, подвижки, трещины, разрывы не оставляли возможности оставлять ледовый лагерь. В 2022 году, спусти 85 лет с ее образования, программа дрейфующих арктических станций была возобновлена на технологически новом уровне — экспедиция проводится при поддержке ледостойкой платформы «Северный полюс».

ЛСП «Северный полюс», построенное на Адмиралтейских верфях (входят в Объединенную судостроительную корпорацию), стала третьим по счету судном научно-экспедиционного флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Проект 00903 разрабатывался в сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел» и ААНИИ. Контракт на проектирование и строительство ЛСП был подписан весной 2018 года. Судно было спущено на воду в декабре 2020 года. В августе 2022 года ЛСП «Северный полюс» передана в эксплуатацию.

«Северный полюс» — уникальное научно-исследовательское судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). На ЛСП могут работать и жить 14 членов экипажа и 34 человека научного персонала.

Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина — 83,1 м; ширина — 22,5 м; водоизмещение — около 10390 тонн; мощность ЭУ — 4200 кВт; скорость — не менее 10 узлов; прочность корпуса — Arc8; автономность по запасам топлива — около 2 лет; срок службы — не менее 25 лет.

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике и Антарктике. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1,1 тыс. экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации.

Фотографии из Telegram-канала ААНИИ

Новости от 21 декабря 2024 г.

20 декабря 2024