В феврале 2023 года ставки снизились лишь на 1%
Ставки фрахта на морские перевозки контейнеров в мире замедлили свое падение, говорится в обзоре шведской аналитической компании Xeneta. За февраль 2023 года ставки сократились лишь на 1% при падении на 13,3% в январе. Тем не менее, это уже шестой месяц спада подряд, при этом индекс ставок Xeneta Shipping Index (XSI) потерял 22% своего значения с августа 2022 года.
«Учитывая отсутствие спроса, сложные макроэкономические условия, снижение спотовых ставок и нарастающий избыток производственных мощностей в отрасли, наблюдатели, возможно, ожидали продолжения резкой тенденции к снижению долгосрочных контрактов, — прокомментировал генеральный директор Xeneta Патрик Берглунд. — Тем не менее, впечатляющие показатели для американского экспортного бенчмарка, с повышением на 16,5%, остановили снижение, подтолкнув этот конкретный транспортный коридор к своим историческим максимумам».
Тем не менее, по ведущим мировым коридорам все еще наблюдается значительное снижение. «Таким образом, ситуация для перевозчиков, борющихся за сохранение объемов перевозок грузов, остается очень сложной, и это должно продолжать оказывать влияние на ставки в будущем», — считает эксперт.
Региональные данные XSI подтверждают анализ Патрика Берглунда. Помимо роста темпов экспорта в США, большинство стрелок указывают решительно вниз. Субиндекс импорта в США упал на 3,9%, но все еще на 79,86% выше, чем в это же время в прошлом году. Два из маршрутов, входящих в этот XSI, бросили вызов общей тенденции: Восточное побережье Южной Америки — Восточное побережье США и Южная часть Африки — Восточное побережье США показали свой первый рост с ноября 2022 года (на 13% и 8% соответственно).
В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) оба показателя снизились: темпы импорта снизились на 4,4% (рост на 13% в годовом исчислении), а важнейший экспортный индикатор индекса XSI снизился на 4,6%. Хотя экспортный индикатор последовательно сокращался в течение последних месяцев, он все же в 3,4 раза больше, чем в январе 2020 года.
В Европе XSI по импортным перевозкам вырос на 3,5% на фоне высоких ставок импорта в Средиземное море с Восточного и Западного побережий США (при этом средние по всем действующим долгосрочным ставкам выросли на 86% и 49% соответственно). В настоящее время этот показатель вырос на 31,6% в годовом исчислении. Экспорт двигался в противоположном направлении: XSI снизился на 2,6% (на 65,3% больше, чем в феврале 2022 года). Данные Xeneta показали устойчивое снижение по всем направлениям, при этом экспорт из стран Средиземного моря в Корею и Японию сократился больше всего.
Хотя последние цифры мало радуют перевозчиков, Патрик Берглунд отмечает, что при оценке текущего падения рынка важно иметь представление о перспективе. «Шесть месяцев снижения ставок, естественно, вызывают большую озабоченность у сообщества перевозчиков, как и тот факт, что фундаментальные показатели остаются сложными в ближайшем будущем, — заявил он. — Но это не значит, что грузоотправители внезапно видят выгодные цены на свои грузы. Да, они одерживают верх в переговорах, особенно учитывая тот факт, что спотовые ставки настолько низки, но долгосрочные контракты остаются исторически высокими. Даже при текущей нисходящей траектории глобальный XSI остается на 43% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И если сравнивать с январем 2020 года, то ставки выросли на 207,7%».