Проектирование земснаряда с трюмом 4 тыс. куб. м должно начаться в 2023 году, чтобы судно сдали в 2027 году
АО «ЦМКБ «Алмаз» и АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) ведут работу по обоснованию облика, проектированию и строительству отечественных самоотвозных земснарядов с объемом трюмов 4 тыс. и 8 тыс. куб. м. Об этом в ходе организованного медиа-группой «Портньюс» VI конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» сообщил руководитель проекта департамента продаж и контрактации ОСК Евгений Леонов.
«В строительстве дноуглубительного флота мы должны рассчитывать только на себя, в том числе в проектировании, поиске и подборе производственного оборудования. Если опыт строительства фрезерных, многочерпаковых земснарядов в России был, пусть и на основе своих старых проектов, то с самоотвозными земснарядами у нас ситуация сложнее. С задачей в таком формате мы никогда не сталкивались в России», — сказал Евгений Леонов.
Он напомнил, что в новейшей истории страны на российских верфях было построено несколько самоотвозных земснарядов для Росморпорта. Однако их строительство велось в тесной кооперации с западными проектантами и иностранным оборудованием. «Сейчас стоит вопрос о проектирование и строительстве своими силами. За время сотрудничества с западными компаниями нам удалось набраться опыта. Мы понимаем, что это за оборудование, что это за земснаряды. Мы готовы двигаться дальше», — отметил спикер.
Как рассказал в ходе конгресса начальник сектора отдела общесудовых судовых и специальных устройств, приводов и систем гидравлики АО «ЦМКБ «Алмаз» Александр Зеков, до 2022 года дноуглубительные работы выполнялись в основном западноевропейскими компаниями, которые отказались от работы в России. Отечественного дноуглубительного флота недостаточно для выполнения необходимого объема работ. Работы над проектами отечественных самоотвозных земснарядов АО «ЦМКБ «Алмаз» ведет с июля 2022 года.
Специалисты конструкторского бюро разработали общие компоновки самоотвозных земснарядов, которые имеют следующие характеристики: длина земснаряда с трюмом 4 тыс. куб. м — около 95 м, ширина — 17 м, дедвейт — 5500 тонн, водоизмещение — около 9200 тонн; длина земснаряда с объемом трюма 8 тыс. куб. м — около 117 м, ширина — 21 м, дедвейт — 10700 тонн, водоизмещение — около 17500 тонн.
Александр Зеков представил оценку технических рисков порядка создания земснарядов. Разработчики считают целесообразным начать со строительства головного земснаряда с трюмом 4 тыс. куб. м. Далее после отработки технических решений и корректировки документации построенного земснаряда начать серийное строительство земснарядов с трюмом этого объема. К строительству головного земснаряда с объемом трюма 8 тыс. куб. м нужно приступить с учетом опыта строительства, сдачи и начального этапа эксплуатации земснаряда с трюмом 4 тыс. куб. м.
«Учитывая сжатые сроки, работы по проектированию земснаряда с трюмом 4 тыс. куб. м должны быть развернуты уже в 2023 году для обеспечения сдачи судна в 2027 году, — подчеркнул Александр Зеков. – АО «ЦМКБ «Алмаз» готово выступить системным интегратором по созданию отечественных земснарядов, включая обоснование облика, разработку технологии дноуглубительных работ, взаимосвязанное проектирование носителя и комплекса дноуглубительного оборудования, техническое сопровождение строительства и сдачи носителя, изготовления комплекса специализированного оборудования».