Из-за низкой рентабельности сохраняются сложности с переориентацией экспорта с Запада на Восток
В северо-западном макрорегионе России в 2022 году сохранялась разнонаправленная динамика производства черных и цветных металлов. Введенные санкции привели к снижению выпуска в черной металлургии. Из-за низкой рентабельности сохраняются сложности с переориентацией экспорта с Запада на Восток. Чтобы освоить новые логистические маршруты, одно из крупных предприятий отрасли начало тестировать возможность транспортировки продукции по Северному морскому пути (СМП). Об этом говорится в докладе «Региональная экономика: комментарии ГУ Банка России».
Развивая партнерство с отечественными потребителями, предприятия также прибегают к расширению ассортимента. Так, крупная компания начала промышленные поставки металла производителям оснастки для бурения нефтяных скважин, а также планирует выпускать стальные резервуары для хранения подсолнечного масла по заказу одного из российских предприятий. Петербургский завод открыл новое производство, где из отечественного сырья будут выпускаться заготовки для судостроения и энергетической отрасли.
Отметим, о намерении расширить использование Севморпути для грузоперевозок, в частности, заявляла компания «Норникель». В ноябре 2022 года директор департамента логистики компании Равиль Насыбуллов сообщил, что «Норильский никель» планирует заключить долгосрочный контракт на использование ледокола «Сибирь» для сопровождения судов по СМП. «Сибирь» станет уже третьим ледоколом, который «Норникель» привлечет, наряду с «Таймыром» и «Адмиралом Макаровым».
Летом 2022 года Равиль Насыбуллов также не исключал, что товарные потоки «Норникеля», сосредоточенные в западной части Северного морского пути, будут перенаправлены на восток.
Грузооборот «Норникеля» по Севморпути за последние пять лет составляет 1,3-1,5 млн тонн в год. Это социальные грузы, продукты питания и материально-технические ресурсы, необходимые для поддержки предприятий на территории Норильского промышленного района, а также продукты производства (медный файнштейн, медная продукция, газовый конденсат и прочие грузы). После завершения ряда крупных инвестиционных проектов на производственных предприятиях, ориентировочно с 2025 года, сообщала компания, ожидается рост объема перевозки никель-медного файнштейна на 100-200 тыс. тонн в год.
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.
В 2022 году по Севморпути было перевезено 34 млн 34 тыс. тонн грузов, целевой показатель федерального проекта «Развитие Северного морского пути» был превышен на 2 млн тонн.