Ставки падают пятый месяц подряд
Ставки фрахта на контейнерные перевозки по долгосрочным контрактам показали рекордное снижение в январе 2023 года, сократившись на 13,3% по сравнению с декабрем предыдущего года. Такие данные приводятся в обзоре аналитической компании Xeneta (Швеция). Отмечается, что ставки падают пятый месяц подряд.
«Спрос в мире упал, заторы на инфраструктуре смягчились, мощности доступны, а макроэкономическая и геополитическая ситуация, мягко говоря, сложная, — прокомментировал генеральный директор Xeneta Патрик Берглунд. — В результате всего этого цены схлопнулись и снижаются по спирали с конца лета 2022 года. Впрочем, перевозчики пока еще могли удерживать ситуацию до сегодняшнего дня. В начале 2023 года многие контракты завершились. Грузоотправители, хорошо осведомленные о том, что динамика рынка меняется в их пользу, отреагировали, подтолкнув перевозчиков к значительному снижению тарифов. Сейчас мы наблюдаем эффект от этого по мере того, как новые контракты вступают в силу. И для перевозчиков все худшее еще впереди».
По мнению аналитика, стабилизировать рынок поможет лишь удаление с рынка излишнего тоннажа.
Наибольшее падение в январе было зафиксировано в субиндексе экспорта на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР): этот крупный экспортный коридор потерял 18,1% своей стоимости (рост на 41% в годовом исчислении). Обратный путь оказался более устойчивым, показав падение на 3,2% по сравнению с базовым показателем импорта, хотя это все еще субиндекс с наименьшим ростом в годовом исчислении — на 25,7%.
В Европе показатель импорта снизился на 9,6%. При этом Xeneta отмечает, что еще большее снижение связано с торговлей с АТР. Средняя долгосрочная ставка от АТР до Северной Европы снизилась на 17%, а от АТР до Средиземноморья — на 15%. Однако, несмотря на эти резкие падения, прежняя сила рынка означает, что ставки остаются на 40,9% выше в годовом исчислении. Индекс XSI для экспорта также остается высоким, несмотря на падение на 5,2% в этом месяце, что на 83% больше, чем в январе 2022 года.
Аналогичная ситуация сложилась в США в январе, когда субиндекс импорта снизился на 15,8% по сравнению с декабрем. Экспортный ориентир показал лучшие результаты на мягком рынке, снизившись на 1,3% в месячном исчислении.
Несмотря на снижение ставок, они все еще существенно выше допандемических, отмечается в обзоре.