1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. «Атомэнергомаш» и КГНЦ предложили новую технологию перевозки СПГ для танкера-газовоза проекта 10070

26 января 2023   16:53

«Атомэнергомаш» и КГНЦ предложили новую технологию перевозки СПГ для танкера-газовоза проекта 10070

Проект включен в план развития СМП до 2035 года

Рис. с сайта Росатома

АО «Атомэнергомаш» (машиностроительный дивизион госкорпорации «Росатом») и ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ) предложили новую технологию хранения и транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) для первого российского танкера-газовоза проекта 10070. Технология разработана на основе вкладных танков из отечественных полимерных композиционных материалов, сообщает пресс-служба Росатома.

Этапы и особенности разработки проекта 10070 обсуждались в Санкт-Петербурге на конференции «Создание отечественного танкера-газовоза СПГ».

Технологию применения грузосодержащей системы (ГСС) с вкладными танками «Атомэнергомаш» разрабатывает совместно с входящим в дивизион «ОКБМ Африкантов» при научной и организационной поддержке Крыловского ГНЦ и СПбГМТУ. Она предполагает использование вкладных емкостей типа «В», изготовленных из полимерных композиционных материалов с изоляцией из криогенного пенополиуретана. Российские вкладные танки на основе углекомпозитов производства UMATEX (входит в Росатом), оказались легче и прочнее традиционных – алюминиевых. Кроме того, технология предусматривает, что судно-газовоз и вкладные танки изготавливаются параллельно и интегрируются в единый комплекс уже на поздних этапах строительства, что потенциально позволит сократить сроки строительства судов. При этом «Атомэнергомаш» и Крыловский ГНЦ продолжают проработку возможности применения на газовозе мембранных емкостей на базе разработок КГНЦ.

«До сих пор производство грузосодержащих систем для газовозов в мире монополизировано. Российская разработка призвана не только разрушить эту монополию, но и обеспечить отечественных производителей СПГ надежным транспортным решением, которое позволит стране укрепить технологический суверенитет в СПГ-отрасли и продолжить играть важную роль на мировом газовом рынке. Кроме того, освоение производства в России нового типа судов с максимальной степенью импортозамещения оборудования будет дополнительно способствовать развитию отечественных машиностроительной и судостроительной отраслей», — отметил директор по судостроению и ОПЭБ АО «Атомэнергомаш» Владимир Аптекарев.

Рис. с сайта Росатома

К настоящему времени завершена научно-исследовательская работа по разработке ГСС, получены положительные отзывы со стороны Российского морского регистра судоходства и судовладельцев. Сейчас идет процесс формирования технических требований для выполнения комплексной опытно-конструкторской работы по грузосодержащей системе и газовозу.

На конференции впервые была представлена модификация проекта с главной энергетической установкой на основе парогазового цикла и альтернативными вариантами движительно-рулевого комплекса. Выбор оборудования пропульсивного комплекса проекта 10070М ориентирован на существующие отечественные судовые решения, что в том числе обусловлено отсутствием возможности поставки иностранных двухтопливных двигателей и электрических винторулевых колонок (ВРК) большой мощности.

Проект создания российского крупнотоннажного танкера-газовоза сжиженного природного газа с применением грузосодержащей системы с вкладными танками включен в план развития Северного морского пути (СМП) на период до 2035 года.

АО «Атомэнергомаш» — машиностроительный дивизион госкорпорации «Росатом», одна из ведущих энергомашиностроительных компаний России по объемам производства и выручке. Холдинг является комплектным поставщиком оборудования реакторного острова и машинного зала всех строящихся АЭС российского дизайна, изготовителем оборудования для СПГ-проектов, заводов по переработке отходов в энергию, разработчиком и поставщиком комплексных решений для предприятий энергетики, нефтегазового комплекса, судостроения и других отраслей промышленности.

Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) — один из крупнейших мировых исследовательских центров в области кораблестроения и проектирования. Основан в 1894 году. Зона ответственности Крыловского центра — весь комплекс мореходных качеств, прочность, главные энергетические установки, акустические и электромагнитные свойства, ядерная и радиационная безопасность и определение облика кораблей и судов, удовлетворяющих необходимому комплексу этих качеств. Сферой деятельности ФГУП «Крыловский государственный научный центр» в судостроительной отрасли является высокотехнологичный рынок научно-технической продукции и услуг военного, гражданского и двойного назначения.