Пересмотренная стратегия должна быть принята на 80-й сессии КЗМС, она заменит собой принятую в апреле 2018 года первоначальную стратегию
В штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) 5-9 декабря 2022 года состоялось 13-е совещание межсессионной рабочей группы по сокращению выбросов парниковых газов с судов (ISWG-GHG13), созданной в рамках деятельности комитета по защите морской среды (КЗМС). Об этом сообщает пресс-служба Росморречфлота.
В работе совещания приняли участие делегации стран-участниц ИМО, а также делегации неправительственных, международных и региональных организаций.
Российская делегация, сформированная Минтрансом России, приняла участие в работе заседания под руководством постпреда РФ при ИМО Юрия Меленаса. В состав делегации входили представители постпредства РФ, советник руководителя ФГБУ «Морспасслужба» Наталья Кутаева, заместитель начальника отдела Российского морского регистра судоходства Михаил Мусонов.
В настоящее время вопросы сокращения выбросов парниковых газов с судов являются глобальной и наиболее актуальной темой нормативно-правовой деятельности ИМО.
Основными целями обсуждения стали конкретные предложения по разработке пересмотренной стратегии ИМО по сокращению выбросов парниковых газов с судов, которая должна быть принята на 80-й сессии КЗМС и которая заменит собой принятую в апреле 2018 года на 72-й сессии этого комитета первоначальную стратегию. Кроме того, в центре внимания также были вопросы разработки среднесрочных мер по сокращению выбросов парниковых газов с судов и обсуждение влияния предлагаемых мер на государства согласно проведенной оценке.
На рассмотрение ISWG-GHG13 представлено 28 документов и 14 документов по вопросу сокращения выбросов парниковых газов перенесено с 79-й сессии КЗМС, которая состоится сразу после заседания межсессионной группы.
Делегации, в основном европейских стран, США, Канады настаивали на усилении требований по сокращению выбросов парниковых газов с судов. В частности, предлагалось достичь нулевых выбросов к 2050 году вместо предлагаемого первоначальной стратегией 70-процентного сокращения по сравнению с показателями 2008 года. Также предлагали включение 2030-го и 2040-го годов в качестве дополнительных целевых задач.
В то время, как делегации Китая, Индии, ОАЭ, Аргентины, Бразилии и др. обращали внимание на необходимость своевременной разработки необходимых технологий и новых видов топлив и только после этого определять масштаб задач по сокращению выбросов парниковых газов с судов.
При этом на сегодняшний день отсутствуют технологии, позволяющие полностью прекратить выбросы парниковых газов с судов. Что будет возможно только с использованием альтернативных видов топлива, в качестве которых в настоящее время рассматриваются источник энергии на основе жидкосолевого ядерного реактора, аммиак, водород и биотопливо. Предполагается, что необходимые технологии и виды топлива будут разработаны.
Многие делегации обращали внимание на необходимость учета потребностей и обеспечения поддержки развивающимся странам, в частности наименее развитым государствам (LDCs) и малым островным развивающимся государствам (SIDs).
Дискуссия показала сближение позиций стран в понимании необходимости комбинации технических и экономических элементов, таких как налог на топливо и механизм взносов, которые могли бы обеспечить необходимый стимул для мирового судоходства и справедливого перехода к безуглеродному судоходству.
Итоги работы будут представлены на рассмотрение 79-й сессии КЗМС.
Ссылки по теме:
ИМО разрабатывает рекомендации по использованию новых низко- и безуглеродных видов судового топлива >>>>
Всемирный совет судоходства определил шесть путей к безуглеродному судоходству >>>>