• 2 декабря 2022 12:51

    Спрос на перевозки по Восточному полигону после 2025 года будет превышать провозную способность на 70-80 млн тонн — эксперт

    Потенциал переориентации потоков на СМП к 2040 году составит до 55 млн тонн

    Изменение направления грузопотоков в РФ в ближайшей перспективе может привести к избытку грузов на Восточном полигоне до 80 млн тонн, из которых большая часть могла бы перейти на арктические порты, однако этому препятствует ряд ограничений, в том числе инфраструктурных. Об этом сказал партнер компании «Технологии доверия» Михаил Баженов на презентации Архангельской области в Москве, организованном Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики.

    По оценке эксперта, к 2040 году общий объем грузов, попавших в категорию «под риском изменения логистический цепей и поиска новых рынков сбыта», превысит 190 млн тонн, из них 187 млн тонн будут ориентированы на восточное направление. Из названных 187 млн тонн большую часть – 152 млн тонн – составят грузы, которые будут направлены в АТР из-за санкций и прочих ограничений, 15 млн тонн – санкционные грузы Беларуси, 20 млн тонн – возникшие из-за перестройки логистических цепей контейнерные грузы. Как уточняет эксперт, основная доля грузопотока на данном направлении будет представлена насыпными и наливными энергоресурсами. Как отмечает эксперт, к 2040 году 83 млн тонн угля из 198 млн тонн общего прироста экспорта угля и 47 млн тонн наливных грузов из 115 млн тонн прироста, будут для доставки в страны АТР распределены между ключевыми транспортными коридорами, из которых оптимальным по срокам и цене остается Восточный полигон.

    По словам Михаила Баженова, из-за ограниченной пропускной способности Восточного полигона ж/д избыток грузопотока составит до 80 млн тонн «по самым консервативным оценкам». Данный объем будет распределен между четырьмя направлениями: Северный морской путь (СМП), Балтика, Азово-Черноморское и «Север-Юг», причем, по предварительным оценкам, порядка 55 млн тонн придется на арктические порты, в первую очередь, Мурманск и Архангельск. Предполагается, что, учитывая сложившиеся специализации и планируемые к введению мощности, такие как глубоководный порт в Архангельске, между двумя портами будет достигнут некий баланс, и порядка 22,3 млн тонн будет обрабатывать Архангельск, имеющий основное преимущество в виде более короткой – на двое суток - ж\д до логистических центров РФ.

    Так, по расчетам эксперта, к 2040 году доступный рынок морского порта Архангельск может составить 41 млн тонн. Помимо переориентированных с Восточного полигона грузов (22,3 млн тонн) прибавится транзит из Беларуси – 6,6 млн тонн и грузы, возникшие благодаря «увеличению экспортного потенциала российских грузоотправителей» — порядка 6,9 млн тон. Плюс текущий грузооборот морских отправок порта Архангельск – 3,9 млн тонн. Как предполагается, по номенклатуре этот объем будет распределен следующим образом: по 8 млн тонн составят лесные грузы, нефтепродукты и удобрения, 6 млн тонн – контейнерный импорт и по 4 млн тонн – уголь, черные металлы и генеральные грузы. Из названных 41 млн тонн на Северную ж\д придется 25,4 млн тонн, на Белкомур – 12 млн тонн, на каботаж – 2,8 млн тонн и на авто – 0,8 млн тонн.

    Однако, по оценкам аналитика, увеличение грузопотока в данных портах ограничено возможностями инфраструктуры. Так, расширение Мурманского транспортного узла за счет терминалов Лавна и Тулома позволит принимать дополнительно до 22 млн тонн грузов ежегодно, но дальнейший рост будет ограничен пропускной способностью ж/д и удаленностью от основных производств. Схожая ситуация с портом Архангельск, где пропускная способность ж\д на подъездах к порту не превышает 20 млн тонн.

    Как уточняет эксперт, среди прочих ограничений порта Архангельск — конкуренция с портами Балтики и Арктики по вывозу угля, удобрений и металлов, ограниченность грузовой базы региона, относительно небольшие глубины на терминалах «Экономия» и «Бакарица», лимитирующие тоннаж судов до 30 тыс. тонн, потребность в ледовой проводке в зимне-весенний период, инфраструктурная недоразвитость СМП, отсутствие достаточного флота ледового класса, особенно ледоколов и контейнеровозов, а также «недостаточное нормативно-правовое регулирование движения по СМП».

    Как отмечал ранее министр транспорта РФ Виталий Савельев, провозная способность Восточного железнодорожного полигона в 2022 году увеличится на 9,7% по сравнению с прошлым годом ‒ с 144 млн до 158 млн тонн. Еще 9,4% получится прибавить в 2023 году, когда показатель достигнет 173 млн тонн. Всего с 2013 года, когда началась модернизация Восточного полигона, его провозная способность уже возросла в 1,5 раза, а по итогам 2024 года будет удвоена.

    Восточный железнодорожный полигон включает в себя Транссибирскую магистраль протяженностью 9,3 тыс. км и Байкало-Амурскую длиной 4,3 тыс. км.

    Ссылки по теме:

    Было бы счастье: помогут ли Петербургу «пробки» на Востоке? >>>>

    Необходима организация контейнерных линий на порты Санкт-Петербург и Новороссийск — Сергей Шишкарев >>>>

    МТК «Север — Юг» и морская линия из КНР в Петербург помогут разгрузить восточное направление — Ирина Ольховская >>>>

    Объем перевозок по Восточному полигону по итогам 2022 года превысит 150 млн тонн — РЖД >>>>

    Добыча угля ограничивается на фоне проблем с пропускной способностью Восточного полигона — Виталий Савельев >>>>

    Дефицит провозной способности Восточного полигона оценивается в 140 млн тонн в год >>>>


9 февраля 2023

15:44 Росморпорт ищет подрядчика для ремонта ледокола «Диксон»
15:29 ЛУКОЙЛ и «КазМунайГаз» подписали соглашения по освоению участка недр на шельфе Каспийского моря
15:12 Контейнерооборот британских терминалов DP World в 2022 году вырос на 5% — до 3,85 млн TEU
14:59 Ледокол «Капитан Хлебников» прибыл в порт Ванино для выполнения ледокольных проводок
14:43 Определены лидеры и аутсайдеры по индексу углеродоэффективности среди контейнерных линий
14:28 Росморречфлот планирует ввести 14 услуг на единый портал «Госуслуги РФ» в 2023 году
14:14 Порт Суходол (Приморье) будет введен в эксплуатацию в сентябре 2023 года — губернатор
13:52 В День российской науки ГУМРФ имени адм. С.О. Макарова провел торжественное собрание «Наука «Макаровки»: технологии будущего»
13:33 Перевозки контейнеров по сети РЖД в январе выросли на 4,8% — до 571,5 тыс. TEU
13:16 Количество ледокольных проводок в восточной части Финского залива за сутки составило 18 ед.
12:53 Лаборатория для исследований в области транспорта и шельфовой логистики в Арктике открылась в Мурманском университете
12:34 Очередь на Керченскую паромную переправу выросла до 277 автомобилей
12:12 Китайская верфь CIMC SOE построит три СПГ-бункеровщика для канадской компании к 2025 году
11:56 Суд обязал «Нацрыбресурс» оборудовать причал в порту Петропавловск-Камчатский защитными сооружениями
11:38 Российский флаг рискует попасть в «серую» зону Токийского меморандума — Портконтроль
11:22 Власти Швеции приостановили действие схем движения судов в проливе Балтийского моря
11:07 ДВЖД в январе увеличила отправку контейнеров в полувагонах на 1,5% — до 15,4 тыс. TEU
10:49 Атомоход «Урал» обеспечивает проводку теплохода «Никифор Бегичев» в направлении порта Дудинка
10:31 Выручка группы Maersk за 2022 год выросла на 32% — до $81,5 млрд
10:13 Порты Дальнего Востока не готовы перевалить даже согласованные объемы нефтепродуктов — РЖД
09:52 В порту Находка теплоход с вьетнамским экипажем задержан за технические нарушения и несоблюдение прав моряков
09:33 Российские рыбаки в январе увеличили вылов водных биоресурсов на 8,1% — до 365 тыс. тонн
09:17 В Красноярском крае юрлицо привлечено к ответственности за перевозку пассажиров на катере без лицензии
08:54 Введение ледовых ограничений в порту Высоцк (Ленобласть) перенесено на 22 февраля
08:42 Астраханский «Стройлидерплюс» построит судно обеспечения работы земснаряда для Росморпорта
08:23 В порту Балтийск состоялись учения по ЛРН спасателей Калининградского филиала Морспасслужбы по ЛРН
08:00 Ространснадзор планирует закупить четыре катера в 2023 году

8 февраля 2023

19:00 «ЗиО-Подольск» создал инструмент для обработки корпусов перспективных ледокольных реакторов
18:52 Судостроительные заказы по всему миру достигли 1,96 млн регистровых тонн — Clarkson Research
18:43 Опубликован проект изменений Обязательных постановлений в порту Нарьян-Мар (НАО)
18:31 Вышел фильм «Северный морской путь, или Русская дорога в океане»
18:19 Пожар в турецком порту Искендерун потушен — мэр Стамбула
18:12 Эколаборатории проанализировали в 2022 году более 13 тыс. проб воздуха, почвы и воды на терминалах ОТЭКО
17:57 Контейнерные перевозки на Горьковской железной дороге в январе выросли на 8% — до 12,7 тыс. TEU
17:46 Введение ледовых ограничений в порту Выборг перенесены на 22 февраля
17:33 Группа «Дело» вводит выплаты до 1 млн рублей сотрудникам при рождении третьего ребенка в семье
17:16 Профильный комитет Госдумы поддержал законопроект о пользовании акваторий с учетом градостроительного зонирования
16:57 Электрогрузовики получат преимущество на терминале APM Terminals в Гетеборге с марта 2023 года
16:44 Внутрироссийские перевозки контейнеров на СЖД в январе 2023 года выросли в 1,4 раза
16:29 TotalEnergies Marine Fuels выполнила бункеровку контейнеровоза Hapag-Lloyd биотопливом в порту Сингапур
16:13 В Тамани 9,6 га сельхозземель переведены в земли промышленности и транспорта для возведения комплекса по перевалке аммиака
15:58 Благовещенская «Благоверфь» заложила морской плашкоут для компании «Магаданрыбпром»
15:42 Прибыль рыбной отрасли в 2023 году продолжит снижаться и не превысит 150 млрд рублей — ВАРПЭ
15:26 Компания «Альянс» в 2023 году выходит на российский рынок дноуглубления
15:11 Великобритания добавила в санкционный список 15 физических и юридических лиц из России
14:51 APM Terminals продала 30,75% пакета акций Global Ports за $135 млн
14:32 «ВодоходЪ» в навигацию-2023 увеличит на пять количество круизных судов — до 24 единиц
14:14 Росимущество закрепило за Росморпортом 10 акваторий и гаваней в порту Калининград
13:55 Резидент ТОР «Камчатка» ввел транспортно-логистический центр площадью более 1 тыс. кв. м
13:36 Росприроднадзор начал внеплановую проверку судозавода «Красное Сормово» из-за возможного загрязнения Волги
13:17 Россия в феврале законтрактовала поставки нефтепродуктов, несмотря на эмбарго ЕС — Александр Новак
12:52 РАД выставил на продажу права требований к производителю судовых двигателей ОАО «РУМО»
12:34 «Трансконтейнер» увеличил емкость контейнеров в 2022 году на 33% — до 150 тыс. TEU
12:13 Мурманский МТП в январе 2023 года обработал 66 тыс. тонн арктических грузов
11:56 В очереди на Керченскую переправу со стороны Краснодарского края стоят 175 автомобилей
11:42 Погрузка на СКЖД в январе снизилась на 11,4% — до 4,3 млн тонн
11:26 Хабаровская таможня проведет аукцион на капремонт СТС «Валерий Зубков»
11:02 ВГУВТ и Татарстан договорились о совместном развитии волжского участка МТК «Север — Юг»
10:47 Дизель-электроход «Василий Головнин» доставил грузы на бельгийскую полярную станцию «Принцесса Елизавета»
10:29 Контейнерные перевозки на ДВЖД увеличились на 27,8% в январе 2023 года