1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Для роста перевозок внутренним водным транспортом необходимо развивать речную инфраструктуру — Алексей...

1 декабря 2022   08:37

Для роста перевозок внутренним водным транспортом необходимо развивать речную инфраструктуру — Алексей Рахманов

Внутренние водные пути могут стать ключевым элементом транспортного коридора «Север-Юг», считает глава ОСК

Фото с сайта ОСК

Внутренний водный транспорт имеет большой потенциал для роста, но для его раскрытия нужны инвестиции в речную инфраструктуру, заявил генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов на круглом столе по развитию внутреннего водного транспорта, организованном комитетом Совета Федерации по экономической политике, сообщила пресс-служба ОСК.

Глава ОСК принял участие в круглом столе, посвященном развитию линейного судоходства на внутренних водных путях и эффективному использованию возможностей внутреннего водного транспорта под председательством первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Ивана Абрамова.

Открывая заседание, сенатор Иван Абрамов отметил, что состояние и развитие водных путей, их использование приобретает в последнее время все более острый социально-экономический характер и имеет важное значение для обеспечения интересов Российской Федерации. «Длительная недофинансированность содержания внутренних водных путей и гидротехнических сооружений практически сводит на «нет» все конкурентные преимущества внутреннего водного транспорта, а это низкая себестоимость, экологичность и безопасность перевозок; возможность перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы в районы, недоступные для других видов транспорта, низкие издержки на содержание инфраструктуры», — отметил сенатор.

«Береговой инфраструктуры практически нет – ни для пассажирских, ни для грузовых перевозок, ни для частных перевозок, в том числе яхт и катеров. На 47 тысяч км внутренних водных путей существует всего лишь 3 марины. На сегодняшний день у частника нет возможностей бункероваться, и мы видим в этом очень большой потенциал, так как сейчас в России полтора миллиона маломерных судов – это огромный парк, и всему этому парку нужны причалы и все остальное. Мы инициировали совещание в министерстве экономического развития, который отвечает за эти вопросы, и надеемся нащупать там пути решения этих вопросов», — сказал Алексей Рахманов.

По его словам, 40 лет назад водные пути использовались куда более эффективно, чем в настоящее время: «В 1982 году по внутренним водным путям перевозили 800 миллионов тонн грузов в год. Это в четыре раза больше, чем то, о чем мы мечтаем получить к 2035 году на Севморпути. Инфраструктура является ключевой, поскольку глубины меньше 3.6 м не позволяют идти с полной загрузкой, а значит невыгодна для судовладельца. При этом стоимость содержания водной инфраструктуры гораздо дешевле, чем авто- и железнодорожной в расчете на километр пути. При этом водный — еще и самый экологичный вид транспорта с точки зрения выбросов на тонну груза».

Говоря о поддержке строительства речного флота, Алексей Рахманов подчеркнул безальтернативность лизинговых схем с госучастием в современных экономических условиях: «Когда мы говорим о лизинге с теми, кто возит пассажиров, то выясняется, что им нужен кредит на 20-25 лет под ставку не более 2-2,5% годовых. На сегодняшний день ни одна программа, кроме тех, кто работает через вложение денег в капитал государственных лизинговых компаний, в том числе «Машпромлизинг» (входит в ОСК), такую ставку дать не может. И даже с учетом субсидирования по 383-му постановлению они такую ставку дать не могут, по крайней мере по срокам. Для грузовиков те же цифры относятся к 4-4,5%, максимум 5%. Так что государственная поддержка лизинга — ключевой элемент спроса на суда, без нее никуда не деться».

При этом, по мнению Алексея Рахманова, внутренние водные пути могут стать ключевым элементом транспортного коридора «Север-Юг», связывающего Каспийское и Балтийское моря, причем значительную часть грузопотока по нему могут составлять транзитные грузы, а при вложениях в инфраструктуру и новые речные суда ледокольного класса судоходство по Единой глубоководной системе может стать круглогодичным – техническая возможность для этого есть.

В мероприятии также участвовали сенаторы РФ Анатолий Широков и Геннадий Орденов, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов, руководители ведущих судоходных и судостроительных компаний, представители Федерального агентства водных ресурсов, Генеральной прокуратуры РФ, Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» и эксперты. По итогам работы круглого стола будут подготовлены рекомендации в адрес правительства Российской Федерации для рассмотрения.