• 30 ноября 2022 14:53

    Судоходная отрасль потребует больших инвестиций в инфраструктуру и экологическую устойчивость — обзор UNCTAD

    Порты и флот должны подготовиться к грядущим международным кризисам

    Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в ежегодном отчете «Обзор морского транспорта-2022» призвала к наращиванию инвестиций в морские цепочки поставок. Порты, флот судов и сухопутные транспортные сообщения внутри стран должны подготовиться к грядущим международным кризисам, изменению климата и переходу на низкоуглеродную энергетику. Об этом говорится в пресс-релизе UNCTAD.

    За последние два года кризис цепочки поставок показал, что несоответствие между спросом и предложением морских логистических мощностей приводит к росту морских фрахтовых ставок, перегруженности портовых мощностей и критическим сбоям в глобальных цепочках создания стоимости, говорится в обзоре. Суда перевозят более 80% товаров, продаваемых на мировых рынках, причем в большинстве развивающихся стран этот процент еще выше, поэтому необходимо срочно повышать устойчивость к потрясениям, которые нарушают цепочки поставок, подогревают инфляцию и больше всего затрагивают беднейшие слои населения мира.

    Генеральный секретарь UNCTAD Ребека Гринспан заявила о необходимости укреплять интермодальную инфраструктуру, обновлять флот, повышать эффективность работы портов и упрощать процедуры торговли. «И мы не должны откладывать декарбонизацию судоходства», ‒‒ добавила она.

    Ограничения в сфере логистики в сочетании с ростом спроса на потребительские товары и электронную торговлю привели к тому, что спотовые ставки на контейнерные перевозки в 2021 году в пять раз превышали их уровень до начала пандемии коронавируса. В начале 2022 года они достигли своего рекордного уровня, что резко повысило потребительские цены. С середины года ставки снизились, однако остаются высокими для танкерных перевозок нефти и природного газа из-за продолжающегося энергетического кризиса.

    Ставки на перевозки сухих навалочных грузов выросли из-за текущей геополитической ситуации и введенных экономических санкций, а также затянувшейся пандемии и сбоев в цепочке поставок. По сценарию UNCTAD, более высокие цены на зерно и фрахтовые ставки на насыпные грузы могут привести к росту потребительских цен на продовольствие на 1,2%, причем более высокий рост будет в странах со средним и низким уровнем дохода.

    UNCTAD призывает страны тщательно оценивать потенциальные изменения в спросе на перевозки, развивать и модернизировать портовую инфраструктуру и транспортное сообщение с внутренними районами, с привлечением частных компаний. Они также должны улучшить связь с портами, расширить площади и технические возможности для хранения и складирования, свести к минимуму нехватку рабочей силы и оборудования.

    Отмечается, что многие сбои в цепочках поставок можно устранить за счет упрощения различных процедур, связанных с торговыми потоками, в частности за счет распространения цифровизации процессов, что сокращает время ожидания грузов и оформления в портах и ускоряет документооборот с помощью электронных документов и электронных платежей.

    В годовом отчете UNCTAD отмечено, что с 2020 года по 2021 год общие выбросы углерода от мирового морского флота увеличились на 4,7%, причем основной рост пришелся на контейнеровозы, сухогрузные суда и суда для генеральных грузов.

    В документе также содержится обеспокоенность по поводу увеличения среднего срока службы действующих судов. По количеству судов он составляет 21,9 года, а по грузоподъемности – 11,5. Суда стареют отчасти из-за неуверенности в будущих технологических разработках и наиболее экономичных видах топлива, а также в связи с изменением правил и цен на углеродное топливо. Инвестициям в новые суда, которые уменьшают выбросы парниковых газов, будут препятствовать растущие затраты по займам, мрачные экономические перспективы и неопределенность в законодательном регулировании. UNCTAD призывает к увеличению инвестиций в технические усовершенствования и улучшение операционной деятельности, чтобы добиться сокращения углеродного следа от судоходства. К ним относятся переход на альтернативные виды топлива с низким или нулевым уровнем выбросов углерода, оптимизация операций, использование береговых источников электроэнергии в портах и оснащение судов энергоэффективными технологиями.

    В отчете также содержится призыв к созданию предсказуемой глобальной нормативно-правовой базы для инвестиций в декарбонизацию и усилению поддержки развивающихся стран в процессе энергетического перехода. В нем также подчеркивается настоятельная необходимость адаптировать порты к последствиям изменения климата, особенно в наиболее уязвимых странах.

    UNCTAD призывает международное сообщество способствовать тому, чтобы страны, на которых в большей степени сказались негативные последствия изменения климата и в наименьшей степени содействовавшие его причинам, не пострадали от усилий по смягчению последствий изменения климата на морском транспорте.

    В отчете говорится, что сегмент контейнерных перевозок был преобразован путем горизонтальной консолидации посредством слияний и поглощений. Контейнерные перевозчики также стремились к вертикальной интеграции, инвестируя в операции терминалов и другие логистические услуги. С 1996 по 2022 год 20 ведущих перевозчиков увеличили свою долю контейнерной вместимости с 48% до 91%. За последние пять лет четыре крупнейших перевозчика увеличили свои доли рынка и контролируют более 50% мировых мощностей.

    Количество компаний, предоставляющих услуги импортерам и экспортерам, сократилось в 110 странах, особенно в малых островных развивающихся государствах, где временами монополия двух контейнерных перевозчиков сменилась на господствующее положение одной судоходной компании. Консолидация рынка приводит к снижению конкуренции, ограничению предложения и может привести к злоупотреблению монополии на рынке и повышению тарифов и цен для потребителей.

    Вызывает озабоченность и растущие размеры судов. В период с 2006 по 2022 год размер крупнейших в мире контейнеровозов увеличился более чем вдвое — с 9 380 TEU до 23 992 TEU.

    UNCTAD призывает антимонопольные органы и портовые власти совместно реагировать на консолидацию в отрасли мерами по защите конкуренции. В отчете содержится призыв к более тесному международному сотрудничеству в борьбе с трансграничной антиконкурентной практикой на морском транспорте на основе Свода правил и принципов ООН в области конкуренции.

    При этом прогнозируется замедление глобальных морских грузоперевозок. Согласно оценке UNCTAD, международные морские грузоперевозки значительно восстановились в 2021 году с предполагаемым ростом на 3,2% и общим объемом перевозок в 11 млрд тонн. Это улучшение на 7% по сравнению со снижением на 3,8% в 2020 году. По прогнозам UNCTAD, в 2022 году рост мировых морских перевозок грузов снизится до 1,4%. А в период 2023–2027 годов ожидается рост в среднем на 2,1% в год, что будет медленнее, чем средний показатель за предыдущие три десятилетия, составлявший 3,3%.

    UNCTAD является постоянно действующим органом ООН, занимающимся вопросами торговли и развития стран. Был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1964 году. UNCTAD  часть Секретариата ООН, насчитывает 195 стран-членов.

    С обзором UNCTAD можно ознакомиться на нашем сайте >>>>


16 июля 2024

08:23 Анадырский морской порт (Чукотка) с начала навигации обработал около 30 тыс. тонн угля
08:00 Обновлены сведения о фактических глубинах и проходных осадках судов на акватории порта Посьет (Приморье)

15 июля 2024

19:00 Подготовка к Главному Военно-Морскому параду внесет изменения в график разводки мостов в Петербурге
18:35 Администрации «Волго-Балт» передан земснаряд проекта Ц480Д «Константин Безюков»
18:13 Мнение: Развитие арктических проектов требует инновационных подходов для подготовки кадров
17:54 Инвесторы могут продлить сроки строительства судов по первым крабовым аукционам до 7 лет
17:36 В Рыбинске началась погрузка секций плавдока для ПСЗ «Янтарь»
17:19 Турция сократит импорт пшеницы в сезоне 2024/2025 на 16% — до 8 млн тонн
16:58 На площадке «Красные Баррикады» ЮЦСС капитально отремонтируют плавучую буровую установку «Бриз» «Лукойла»
16:37 Датская Torm купит на вторичном рынке восемь танкеров-продуктовозов и продаст один типа MR
16:15 Продажи бункерного топлива в порту Сингапур за январь-июнь 2024 года выросли на 8,5%
15:54 Основной акционер Судоремонтно-судостроительной корпорации (Нижегородская область) снизил свою долю до 27,8%
15:36 Грузооборот порта Сингапур за январь-июнь 2024 года увеличился на 8,2%
15:21 Соглашение Maersk и Hapag-Lloyd о совместном флоте на контейнерных линиях вызвало вопросы у властей США
14:48 Сделка о покупке STX Heavy Industries компанией HD KSOE одобрена антимонопольными органами Южной Кореи
14:23 На Байкале пресечены нелегальные пассажироперевозки на судах в районе поселка Листвянка
13:59 Реконструкция порта Корсаков (Сахалин) будет выполнена в 2024-2027 годах
13:47 Совокупный контейнерооборот терминалов COSCO за первое полугодие 2024 года вырос почти на 8%
13:05 НЭС «Михаил Сомов» доставило снабжение на остров Визе
12:32 Совокупный грузооборот терминала CSP Abu Dhabi с момента запуска превысил 5 млн TEU
12:04 Российско-китайское учение «Морское взаимодействие – 2024» пройдет с 15 по 17 июля
11:44 Заместителем генерального директора РС назначен Алексей Березин
11:36 Таможня в порту Ростов-на-Дону в первом полугодии 2024 года оформила более 2 тыс. судов
11:27 РС: Автоматическая система обмена данными в диапазоне очень высоких частот сменит существующую АИС
11:11 Судопогрузочные машины доставят на терминал минудобрений в Усть-Луге в сентябре 2024 года
10:48 В порту Находка (Приморье) планируется реконструкция причала №25
10:29 «НОВАТЭК» в первом полугодии 2024 года снизил реализацию природного газа на 3,3%
10:12 Петербургский суд постановил взыскать с Wartsila 7,6 млн евро в пользу Балтзавода
09:53 Ученые саратовского вуза запатентовали модель гребного винта для арктических судов
09:31 Атомоход «Сибирь» завершил ледокольную проводку двух судов в порт Певек
09:08 Пассажиры речных электросудов в Москве с момента запуска регулярных маршрутов совершили 1 млн поездок
08:45 Навигация 2024 года открылась в порту Тикси (Якутия)
08:22 Часть акватории Татарского пролива предоставлена в обособленное водопользование погрануправлению ФСБ
08:00 Готовится к публикации третий номер журнала «ПортНьюс» за 2024 год

14 июля 2024

11:11 Грузооборот турецких портов в январе-июне 2024 года вырос на 3,2% — до 269,1 млн тонн
09:29 На реке Индигирка в Якутии столкнулись два теплохода
08:40 Перевалка зерна на терминалах «Деметра-Холдинг» по итогам сезона составила 12,5 млн тонн
08:23 Председателю совета директоров Московского речного пароходства Вадиму Березину 88 лет!

13 июля 2024

15:21 Китай успешно применяет «морскую милицию» для контроля над спорными водами без вооруженного конфликта
13:51 Правительство РФ снизило порог обязательной репатриации валютной выручки
13:42 Михаил Мишустин утвердил распределение обязанностей кураторов ряда федеральных и национальных проектов
12:38 Петербургский городской причал у Летнего сада оборудуют новым металлическим понтоном

12 июля 2024

19:00 Учебный парусник «Мир» Росморпорта принял вторую в 2024 году смену практикантов
18:48 Подписано рамочное соглашение с BP об операциях на каспийском шельфе Азербайджана
18:42 Президент РФ подписал закон о корректировке НДПИ на добычу угля
18:33 Юбилейный форум «Армия» пройдет 12-18 августа в конгрессно-выставочном центре «Патриот» (Московская область)
18:17 Замглавы Минпромторга Альберт Каримов проверил ход строительства атомных подлодок на ПО «Севмаш»
18:01 Судоходная компания MSC приобрела норвежского перевозчика импортных автомобилей
17:45 Итоги рабочей недели с ПортНьюс 8-12 июля
17:22 Seatrium строит плавучую установку FPSO для шельфового месторождения Бузиос (Бразилия)
17:03 Гендиректор фирмы получил условный срок за фиктивную охрану объектов Беломорканала
16:46 Исследовательские суда «Профессор Зенкевич» и «Картеш» вышли в экспедицию в Белое море
16:13 Механизм субсидирования каботажных перевозок по СМП могут распространить на Курилы
15:55 Лоцманы Росморпорта выполнили проводку барж с негабаритным грузом для ЛСП в порту Калининград
15:34 На Камчатке завершились госиспытания дизель-электрохода проекта 21180М «Евпатий Коловрат»
15:18 ADNOC задействует искусственный интеллект при операциях на месторождении NASR
14:57 Марат Хуснуллин: В порту Бердянск за два года восстановили большую часть инфраструктуры
14:39 Грузооборот порта Хельсинки за январь-июнь 2024 года вырос на 0,4%
14:22 Через Рыбинский шлюз (Ярославская область) к 1 июля 2024 года прошло 2577 единиц флота
13:58 Хуситы могут расширить свои операции на Средиземное море и Индийский океан
13:35 В Архангельске спущена на воду первая пара пассажирских судов с ледовым усилением проекта РЕГК.126
13:24 Ограничения по осадке судов введены на участках рек Зея и Амур с 12 июля
13:03 FESCO в январе-июне 2024 года увеличила экспортные отправки агрогрузов в контейнерах на 75% — до 7 тыс. TEU
12:41 Новые требования РС к морским автономным надводным судам вступили в силу в июле 2024 года
12:20 Росморпорт готов выделить на ремонт ледокола «Виктор Черномырдин» до 63,3 млн рублей
11:59 Сургутский «Мостострой-11» займется реконструкцией причалов Рыбного порта в Корсакове (Сахалин)
11:37 Грузооборот морских портов России за январь-июнь 2024 года уменьшился на 3,1%
11:24 С контейнеровоза CMA CGM у побережья Южной Африки штормом смыло 44 контейнера
11:05 Предприятие по утилизации судовых отходов планируется ввести в эксплуатацию в Ростовской области в июне 2025 года
10:47 Паромы на линии Ванино — Холмск в первом полугодии 2024 года перевезли 647 тыс. тонн грузов