• 30 ноября 2022 14:53

    Судоходная отрасль потребует больших инвестиций в инфраструктуру и экологическую устойчивость — обзор UNCTAD

    Порты и флот должны подготовиться к грядущим международным кризисам

    Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в ежегодном отчете «Обзор морского транспорта-2022» призвала к наращиванию инвестиций в морские цепочки поставок. Порты, флот судов и сухопутные транспортные сообщения внутри стран должны подготовиться к грядущим международным кризисам, изменению климата и переходу на низкоуглеродную энергетику. Об этом говорится в пресс-релизе UNCTAD.

    За последние два года кризис цепочки поставок показал, что несоответствие между спросом и предложением морских логистических мощностей приводит к росту морских фрахтовых ставок, перегруженности портовых мощностей и критическим сбоям в глобальных цепочках создания стоимости, говорится в обзоре. Суда перевозят более 80% товаров, продаваемых на мировых рынках, причем в большинстве развивающихся стран этот процент еще выше, поэтому необходимо срочно повышать устойчивость к потрясениям, которые нарушают цепочки поставок, подогревают инфляцию и больше всего затрагивают беднейшие слои населения мира.

    Генеральный секретарь UNCTAD Ребека Гринспан заявила о необходимости укреплять интермодальную инфраструктуру, обновлять флот, повышать эффективность работы портов и упрощать процедуры торговли. «И мы не должны откладывать декарбонизацию судоходства», ‒‒ добавила она.

    Ограничения в сфере логистики в сочетании с ростом спроса на потребительские товары и электронную торговлю привели к тому, что спотовые ставки на контейнерные перевозки в 2021 году в пять раз превышали их уровень до начала пандемии коронавируса. В начале 2022 года они достигли своего рекордного уровня, что резко повысило потребительские цены. С середины года ставки снизились, однако остаются высокими для танкерных перевозок нефти и природного газа из-за продолжающегося энергетического кризиса.

    Ставки на перевозки сухих навалочных грузов выросли из-за текущей геополитической ситуации и введенных экономических санкций, а также затянувшейся пандемии и сбоев в цепочке поставок. По сценарию UNCTAD, более высокие цены на зерно и фрахтовые ставки на насыпные грузы могут привести к росту потребительских цен на продовольствие на 1,2%, причем более высокий рост будет в странах со средним и низким уровнем дохода.

    UNCTAD призывает страны тщательно оценивать потенциальные изменения в спросе на перевозки, развивать и модернизировать портовую инфраструктуру и транспортное сообщение с внутренними районами, с привлечением частных компаний. Они также должны улучшить связь с портами, расширить площади и технические возможности для хранения и складирования, свести к минимуму нехватку рабочей силы и оборудования.

    Отмечается, что многие сбои в цепочках поставок можно устранить за счет упрощения различных процедур, связанных с торговыми потоками, в частности за счет распространения цифровизации процессов, что сокращает время ожидания грузов и оформления в портах и ускоряет документооборот с помощью электронных документов и электронных платежей.

    В годовом отчете UNCTAD отмечено, что с 2020 года по 2021 год общие выбросы углерода от мирового морского флота увеличились на 4,7%, причем основной рост пришелся на контейнеровозы, сухогрузные суда и суда для генеральных грузов.

    В документе также содержится обеспокоенность по поводу увеличения среднего срока службы действующих судов. По количеству судов он составляет 21,9 года, а по грузоподъемности – 11,5. Суда стареют отчасти из-за неуверенности в будущих технологических разработках и наиболее экономичных видах топлива, а также в связи с изменением правил и цен на углеродное топливо. Инвестициям в новые суда, которые уменьшают выбросы парниковых газов, будут препятствовать растущие затраты по займам, мрачные экономические перспективы и неопределенность в законодательном регулировании. UNCTAD призывает к увеличению инвестиций в технические усовершенствования и улучшение операционной деятельности, чтобы добиться сокращения углеродного следа от судоходства. К ним относятся переход на альтернативные виды топлива с низким или нулевым уровнем выбросов углерода, оптимизация операций, использование береговых источников электроэнергии в портах и оснащение судов энергоэффективными технологиями.

    В отчете также содержится призыв к созданию предсказуемой глобальной нормативно-правовой базы для инвестиций в декарбонизацию и усилению поддержки развивающихся стран в процессе энергетического перехода. В нем также подчеркивается настоятельная необходимость адаптировать порты к последствиям изменения климата, особенно в наиболее уязвимых странах.

    UNCTAD призывает международное сообщество способствовать тому, чтобы страны, на которых в большей степени сказались негативные последствия изменения климата и в наименьшей степени содействовавшие его причинам, не пострадали от усилий по смягчению последствий изменения климата на морском транспорте.

    В отчете говорится, что сегмент контейнерных перевозок был преобразован путем горизонтальной консолидации посредством слияний и поглощений. Контейнерные перевозчики также стремились к вертикальной интеграции, инвестируя в операции терминалов и другие логистические услуги. С 1996 по 2022 год 20 ведущих перевозчиков увеличили свою долю контейнерной вместимости с 48% до 91%. За последние пять лет четыре крупнейших перевозчика увеличили свои доли рынка и контролируют более 50% мировых мощностей.

    Количество компаний, предоставляющих услуги импортерам и экспортерам, сократилось в 110 странах, особенно в малых островных развивающихся государствах, где временами монополия двух контейнерных перевозчиков сменилась на господствующее положение одной судоходной компании. Консолидация рынка приводит к снижению конкуренции, ограничению предложения и может привести к злоупотреблению монополии на рынке и повышению тарифов и цен для потребителей.

    Вызывает озабоченность и растущие размеры судов. В период с 2006 по 2022 год размер крупнейших в мире контейнеровозов увеличился более чем вдвое — с 9 380 TEU до 23 992 TEU.

    UNCTAD призывает антимонопольные органы и портовые власти совместно реагировать на консолидацию в отрасли мерами по защите конкуренции. В отчете содержится призыв к более тесному международному сотрудничеству в борьбе с трансграничной антиконкурентной практикой на морском транспорте на основе Свода правил и принципов ООН в области конкуренции.

    При этом прогнозируется замедление глобальных морских грузоперевозок. Согласно оценке UNCTAD, международные морские грузоперевозки значительно восстановились в 2021 году с предполагаемым ростом на 3,2% и общим объемом перевозок в 11 млрд тонн. Это улучшение на 7% по сравнению со снижением на 3,8% в 2020 году. По прогнозам UNCTAD, в 2022 году рост мировых морских перевозок грузов снизится до 1,4%. А в период 2023–2027 годов ожидается рост в среднем на 2,1% в год, что будет медленнее, чем средний показатель за предыдущие три десятилетия, составлявший 3,3%.

    UNCTAD является постоянно действующим органом ООН, занимающимся вопросами торговли и развития стран. Был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1964 году. UNCTAD  часть Секретариата ООН, насчитывает 195 стран-членов.

    С обзором UNCTAD можно ознакомиться на нашем сайте >>>>


3 февраля 2023

12:52 Ледовые ограничения в порту Выборг перенесены на 15 февраля
12:33 Погрузка на ЮВЖД в январе снизилась на 6% — до 7 млн тонн
12:17 Омская область изучит возможность судоходства и логистической связки с Западным Китаем
11:51 ВСЗ и «Атлантрыбфлот» подписали акт о передаче головного траулера-процессора «Дмитрий Кожарский»
11:32 Два грузовых судна столкнулись во внутреннем Японском море, одно из них затонуло
11:14 MOL получила от общества BV одобрение концепции устойчивости к угрозам кибербезопасности флота
10:53 Паромы перевезли через Керченский пролив 78,5 тыс. пассажиров, 59,8 тыс. автомобилей и 6,6 тыс. вагонов к 3 февраля
10:34 Правительство России второй раз перенесло сроки приобретения двух «Комет»
10:16 Новый причал для паромной переправы через Волгу будет обустроен в Тутаеве (Ярославская область) в 2023 году
09:57 Амурская «Таргет Агро» в начале февраля отгрузит первую судовую партию кукурузы в Южную Корею
09:42 В ближайшие месяцы паром «Александр Деев» для линии Ванино — Холмск прибудет на Сахалин — губернатор
09:28 Власти Перми рассчитывают на рост круизного пассажиропотока в 2023 году в 1,8 раза
09:13 Число кадетов на судах «Совкомфлота» в 2023 году увеличится на 15%
08:59 Mitsubishi Shipbuilding завершила разработку концепции судна для бункеровки аммиачным топливом
08:46 Росатом выступит партнером VI конференции «Современные решения для гидротехнических работ»
08:29 КМЗ за счет заемных средств увеличит объем выпускаемой продукции на 20%
08:14 АСОП поздравляет с юбилеем генерального директора ООО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» Юрия Зубаря!
08:00 Мировые бункерные индексы по итогам недели показали умеренную нисходящую коррекцию — обзор MABUX
07:45 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с днем рождения председателя совета директоров ООО «Восточный нефтехимический терминал» Валерия Бочкова!

2 февраля 2023

19:00 Санкции в отношении РФ не позволили Equinor предоставить услуги для Nord Stream — Reuters
18:49 Погрузка на КЖД в январе 2023 года сократилась в 1,7 раза — до 167,8 тыс. тонн
18:36 Shell сообщила об остановке поставок российского СПГ по одному из контрактов
18:22 Верфь Keppel O&M завершила строительство третьего судна FPSO для Гайаны
18:08 Капитальный ремонт 17 судов Администрации Двинско-Печорского бассейна запланирован на 2023 год
17:49 Астраханская таможня готова к увеличению товарооборота через каспийские порты
17:31 Возвращение парома «Балтийск» на линию Усть-Луга – Балтийск запланировано на 13 февраля
17:11 Объем бункеровок в порту Владивосток за январь 2023 года сократился на 45%
16:50 По АДМК в январе 2023 года прошло 999 судов
16:28 Экспорт сельхозпродукции и российского продовольствия вырос почти на 12% в 2022 году
16:09 Главгосэкспертиза одобрила реконструкцию двух причалов Соломбальского терминала (Архангельская область)
15:51 SHI получила контракт на строительство двух СПГ судов стоимостью $500 млн – Offshore Energy
15:32 СНСЗ в 2022 году изготовил 70 комплектов защитных кожухов для ветроэнергетических установок
15:16 За сутки паромы «Лаврентий», «Керченский-2», «Ейск» и «Мария» перевезли в Крым 272 автомобиля и 321 пассажира
14:52 Первая в 2023 году экспортная партия морепродуктов отправлена через морской пункт пропуска Ванино
14:33 Металлургические предприятия северо-запада России тестируют возможность перевозки продукции по СМП — ЦБ РФ
14:14 Ростовская компания утилизирует ледокол «Ермак» Росморпорта за 155 млн рублей
13:58 Погрузка на ЗабЖД в январе выросла на 29,1% — до 1,9 млн тонн
13:36 В Перми осужден работник предприятия, по вине которого погиб человек
13:18 Количество ледокольных проводок в восточной части Финского залива за сутки составило 25 ед.
12:57 «Адмиралтейские верфи» передали БМРТ «Механик Маслак» заказчику — Русской рыбопромышленной компании
12:53 Погрузка на КрасЖД в январе 2023 год изменилась незначительно и составила 7,1 млн тонн
12:34 Накопленная добыча «Лукойла» в российском секторе Каспия достигла 50 млн тонн жидких углеводородов
12:12 Терминал КСК (Новороссийск) в январе 2023 года почти в 2 раза увеличил перевалку зерна
11:50 Поставки угля из Сибири в Азию через порты юга и северо-запада России находятся на грани рентабельности — ЦБ РФ
11:29 Развитие транспортного узла Тикси будет идти по трем направления — глава Якутии
11:11 Грузовой причал в Уренгойском речном порту содержался с нарушениями — прокуратура
10:49 Погрузка на ДВЖД увеличилась на 13,4% в январе 2023 года и превысила 6 млн тонн
10:31 Доходы Суэцкого канала возросли на 45,6% в январе 2023 года — до $717 млн
10:14 Экспорт российской рыбопродукции в Китай вырос в 1,5 раза в 2022 году
09:53 На форуме «Армия-2023» подпишут контракт на строительство шести фрегатов проектов 22350 и 22350М — источник
09:32 Через Кильский канал (Германия) в 2022 году перевезено 82,2 млн тонн грузов
09:16 Установлены допустимые осадки судов на акватории Большого порта Санкт-Петербург
08:53 В Кольском заливе проведена тренировка спасательных сил с участием подводного обитаемого аппарата АС-34
08:41 ОПЕК+ подтвердил соглашение о сокращении добычи на 2 млн баррелей в сутки
08:24 Транспортная прокуратура добилась постановки на учет семи переправ в Вологодской области
08:00 В Республике Коми впервые за 20 лет проведут дноуглубительные работы на реке Печора

1 февраля 2023

19:00 В навигацию 2023 года на туристские стоянки Вологодской области совершен 351 судозаход
18:44 Норвежская Equinor вышла из проекта Barents Blue по производству аммиака в Баренцевом море
18:31 Железнодорожные паромы «Оборонлогистики» доставили 72,7 тыс. тонн грузов в Калининград в январе 2023 года
18:13 Партия российских удобрений для Малави полностью выгружена с судна в порту Бейра (Мозамбик)