1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Рынок контейнерных перевозок РФ за 10 месяцев 2022 года сохраняется на прошлогоднем уровне — «Трансконтейнер»

18 ноября 2022   15:26

Рынок контейнерных перевозок РФ за 10 месяцев 2022 года сохраняется на прошлогоднем уровне — «Трансконтейнер»

Дисбаланс экспортно-импортных потоков составляет в настоящее время 23% в пользу импорта

По прогнозам «Трансконтейнера», по итогам года рынок перевозок контейнеров по железной дороге покажет околонулевую динамику, объем перевозок сохранится на уровне приблизительно 6,5–6,6 млн ДФЭ (TEU), при этом дисбаланс между входящим и исходящим грузопотоком на Восточном полигоне увеличивается, что осложняет работу портов. Оперативные и среднесрочные меры по решению проблемы Восточного полигона — увеличение количества контейнерных поездов с экспортом и использование полувагонов для вывоза импорта, не обеспеченного фитинговыми платформами. Об этом рассказал первый вице-президент ПАО «Трансконтейнер» Виктор Марков на встрече с журналистами во время «Транспортной недели» в Москве.

По его словам, объем железнодорожных контейнерных перевозок за 10 месяцев этого года сохранился почти на уровне прошлого года, прирост составил 0,1%. За это время всего перевезено 5 млн 372 тыс. ДФЭ.

«Ключевой драйвер рынка - импорт, который вырос на 14%. Неплохую динамику показывают внутрироссийские перевозки – это где-то 3,5%. Что касается понижающих факторов, это, безусловно, транзит, он падает на 19%, и определенное снижение показывают экспортные перевозки, минус 4%», — отметил Виктор Марков. Основная причина снижения, по его мнению, — это ограниченные возможности Восточного полигона по вывозу экспортных грузов.

«Прогноз на этот год по всему рынку – околонулевая динамика к уровню прошлого года, приблизительно 6,5 – 6,6 млн ДФЭ», — говорит Виктор Марков, отмечая, что сохранение прошлогодних показателей связано с высокими показателями первого квартала и ростом импорта. В то же время усиливающийся, по его словам, дисбаланс входящих и исходящих грузопотоков, который сегодня составляет около 23%, становится причиной проблем в работе портов и пунктов пропуск.

«Наши предложения по портам можно разделить на две категории: меры оперативного характера и меры в среднесрочной перспективе. Мы считаем крайне важным предложение об увеличении экспорта контейнерных поездов на дополнительные три пары поездов в сутки. Это позволит обеспечить, с одной стороны, больший вывоз экспорта, и самое главное, с другой стороны – поможет растовариванию складов импортной продукции в портах. Другое важное решение уже по вывозу импорта — это погрузка контейнеров в полувагоны. Хотя это не технологичная перевозка, погрузка занимает в лучшем случае 20 минут, против полутора минут на фтинговую платформу. Мы сейчас начали активно развивать сервис по отправке полувагонов с Дальнего Востока, планируем до конца года выйти на график — один поезд в сутки, а дальше – рассмотреть целесообразность увеличения до двух поездов в сутки», — сказал Виктор Марков.

Кроме того, он прокомментировал инициативу Минтранса о тарифном стимулировании железнодорожных перевозок в направлении северо-запада. «Для решения проблемы перенаправления грузов прежде всего должен быть флот, который обеспечит перемещение этих грузов из северо-запада в Китай и другие страны. Крупнейшие морские линии отказались от работы в России, а их флот был очень эффективен за счет большой вместимости. Те варианты, которые рассматриваются сейчас, — это суда намного меньшей вместимости и с большей себестоимостью. Кроме того, есть еще целый ряд рисков, которые нужно прорабатывать. Без решения проблемы флота, какой дешевый тариф не установи на северо-запад, груз не поедет — его просто нечем будет вывезти. А восточные маршруты в этом плане уже накатаны», — сказал он.

Напомним, крупнейшие международные операторы, в том числе Maersk, Mediterranean Shipping Company (MSC), CMA CGM, Hapag Lloyd и ONE, объявили об отказе от судозаходов в Россию после начала специальной военной операции России на Украине в феврале 2022 года.

Ранее в ПАО «Трансконтейнер» оценивали дефицит контейнеров в России после ухода международных линейных операторов Maersk, MSC, Hapag- Lloyd и других в 300 тыс. TEU. Учитывая принятые меры поддержки отрасли, в том числе отмену пошлин и субсидирование, отмечали в Евразийском Союзе участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП), прогноз дефицита сократился до 77 тыс. единиц.