Спотовые ставки резко упали с лета по ключевым торговым коридорам
На мировом рынке контейнерного фрахта наметился перелом. Такого мнения придерживаются аналитики агентства Xeneta, отслеживающего ставки фрахта, следует из обзора агентства.
В связи с резким падением спотовых ставок, отсутствием пикового сезона и уменьшением загруженности портов, высвобождающих пропускную способность, в октябре 2022 года были созданы условия для значительного снижения долгосрочных ставок морских фрахтов. Тем не менее, последние данные от Xeneta Shipping Index (XSI) показывают, что глобальные контрактные ставки упали всего на 0,6% в этом месяце после сентябрьского снижения на 1,1% (первое падение с января 2022 года). И такое падение указывает на происходящие на рынке процессы, полагают аналитики.
«Спотовые ставки резко упали с лета по ключевым торговым коридорам, таким как Дальний Восток и Западное побережье США, и долгосрочные ставки обычно наверстывают упущенное через несколько месяцев», ‒ считает генеральный директор Xeneta Патрик Берглунд.
Данные Xeneta показывают значительное снижение ставок по долгосрочным контрактам, которые в настоящее время наблюдаются на отдельных крупных маршрутах, например, с Дальнего Востока в Европу. Несмотря на то, что спотовый коллапс еще не достиг больших масштабов, новые долгосрочные ставки по контрактам с Дальнего Востока до Средиземноморья упали на 30% с конца сентября и на 12,4% в портах Северной Европы. Это привело к тому, что в этом месяце все активные контракты по обоим направлениям упали на 13,5% и 8,3% соответственно.
Патрик Берглунд комментирует: «Даже на маршрутах, где мы наблюдаем устойчивые долгосрочные ставки, такие как Восточное побережье США, возникает вопрос, согласится ли кто-нибудь, кто собирается участвовать в тендерах в следующем году, на такой уровень ставок, когда спотовые ставки намного ниже. Что мы вполне можем увидеть, так это то, что грузоотправители стремятся перевести объемы на спотовый рынок, пугая перевозчиков, отчаянно пытающихся связать бизнес долгосрочными договорами. Каков результат? Перевозчики могут быть вынуждены снизить эти желанные контрактные тарифы».
Генеральный директор Xeneta также отмечает, что в этом месяце был отправлен на утилизацию первый с марта 2021 года контейнеровоз вместимостью более 1000 TEU (32-летний Mathu Bhum). «Спрос на тоннаж, который был так высок, теперь сокращается, ‒ говорит он. ‒ И это, вероятно, будет первым из многих сокращений, поскольку доходы падают в условиях ослабления рынка».
Однако, как показывают краудсорсинговые данные XSI, пока на рынке нет чувства паники. Европейский импорт показал худшие результаты в октябрьском анализе, с самым большим зарегистрированным падением в месячном исчислении на 8,3%, но этот показатель остается впечатляющим ‒ 63,7% по сравнению с январем 2022 года. Не произошло никаких изменений и в показателях регионального экспорта, которые остаются чуть ниже своего августовского пика.
Контрактные ставки на Дальнем Востоке упали в этом месяце на 2,2%, а объемы снизились на 1,6% за первые восемь месяцев года. Несмотря на последнее падение, этот экспортный индекс вырос на 89,4% с начала 2022 года. Индекс импорта вырос на 0,2% в месячном исчислении, теперь он вырос на 35,5% по сравнению с январем этого года и на 60% в годовом исчислении.
Направление американских индексов нарушило общую тенденцию в этом месяце при том, что показатели импорта и экспорта показали существенный рост. Индекс XSI импорта в октябре вырос на 5,2%, что резко контрастирует с огромным падением спотовых ставок, в то время как индекс экспорта вырос еще на 8,3% (на 60% больше, чем в прошлом году).
«Хотя общая картина указывает на то, что рынок находится в упадке, стоит помнить, насколько резко выросли ставки фрахта с начала пандемии COVID. Даже с учетом падения в этом месяце глобальный индекс XSI выше, чем в июле, а в сентябре он вырос на 112% в годовом исчислении, так что до падения еще очень далеко. Грузоотправители, условно говоря, все еще платят исторически высокие долгосрочные ставки. Большой вопрос в том, будут ли они продолжать это делать», ‒ заключает Патрик Берглунд.
Программная платформа Xeneta собирает последние данные о тарифах морских и воздушных перевозок, агрегированные по всему миру, чтобы обеспечить мощную аналитику рынка. Среди участвующих компаний: ABB, Electrolux, Continental, Unilever, Nestle, L'Oréal, Thyssenkrupp, Volvo Group и John Deere и другие.
Ссылки по теме:
Контейнерный рынок России в январе-сентябре 2022 года сократился на 15,8% ‒ до 4,07 млн TEU >>>>
Быстрое падение спотовых ставок наблюдается на контейнерные перевозки из Дальнего Востока к Западному побережью США >>>>
Настроения на рынке грузоотправителей контейнеров улучшились — Xeneta >>>>