В 2022 году началась активная переориентация на рынки стран, лежащих к югу от России — Алексей Оверчук
Поиск новых путей для экспорта приводит к необходимости ускоренного развития МТК «Север — Юг»
В 2022 году началась активная переориентация на рынки стран, лежащих к югу от России. Такое заявление сделал вице-премьер РФ Алексей Оверчук на пленарной сессии «Логистика перемен: трансформация цепочек поставок и транспортно-логистических потоков» Международного экспортного форума «Сделано в России — 2022». Стенограмма выступления размещена на сайте российского правительства.
Вице-премьер заявил, что поиск новых международных путей для российского экспорта приводит к необходимости ускоренного развития транспортно-логистического направления «Север — Юг». Он назвал очевидным преимуществом то, что многие страны, находящиеся к югу от России, входят в ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, ШОС и БРИКС или сотрудничают с этими объединениями. «Дружественная или нейтральная позиция этих стран позволяет обеспечивать безопасную транспортную логистику и независимые финансовые взаиморасчеты, то есть создавать международные транспортные коридоры в направлении стран, демонстрирующих наибольшие темпы экономического роста», — сказал он.
По словам Алексея Оверчука, выгодность этого направления по сравнению с международным транспортным коридором (МТК) «Восток — Запад» обусловлена экономическим смыслом: если функционал «Восток — Запад» носит транзитный характер, когда китайские грузы идут по территории России в Европу, то МТК «Север — Юг» поддерживает экспортное развитие всех экономик стран ЕАЭС и СНГ. «Конечно же, когда-нибудь, в каком-то будущем, начнется нормализация отношений с Европой, МТК «Север — Юг» также разовьет и транзитную составляющую, которая составит убедительную конкуренцию Суэцкому каналу», — предположил вице-премьер.
Он напомнил, что МТК «Север — Юг» состоит из трех маршрутов: первый проходит по западному берегу Каспия через Дагестан, Азербайджан и Иран; второй является морским и обеспечивает взаимосвязи между портами всех государств бассейна Каспийского моря; третий маршрут проходит вдоль восточного берега Каспия из России через Казахстан и Туркмению в Иран. Первый и третий маршруты обеспечивают как железнодорожные, так и автомобильные перевозки.
Алексей Оверчук считает, что преимущество МТК «Север — Юг» — это выход к морским портам Ирана и связь с рынками Пакистана, Индии, Юго-Восточной Азии, государств Персидского залива и Африки. «В значительной степени инфраструктура международного транспортного коридора «Север — Юг» уже существует, и по ней осуществляются автомобильные и железнодорожные перевозки. Однако она не отвечает ожидаемому возрастанию объемов перевозок и нуждается в модернизации и наращивании мощностей», — отметил зампред правительства.
Чтобы управлять грузопотоком, гармонизировать процедуры пограничного контроля и обеспечить бесшовное прохождение товаров от портов Персидского залива до Балтики и в обратном направлении, Россия, Азербайджан и Иран ведут переговоры по созданию трехстороннего транспортно-логистического оператора западного маршрута МТК «Север — Юг». Ведется дноуглубление и реконструкция Волго-Каспийского морского судоходного канала, а также развитие портов Астрахань, Оля и Махачкала в России. Идет расширение порта Алят в Азербайджане. Иран начинает работать над модернизацией и интеграцией своих портов с железнодорожной системой страны. Также будут производиться инвестиции в развитие терминалов и строительство логистических центров в портах Бендер-Аббас и Чабахар.
«Для обеспечения возрастающего объема морских перевозок на Каспии активно обсуждаются вопросы строительства морских судов различных типов. Для этого в первую очередь будут задействованы судостроительные мощности России, Туркмении и Азербайджана», — добавил вице-премьер.
По его словам, активность по модернизации и совершенствованию МТК «Север — Юг» набирает обороты, за счет чего доступ к новым рынкам получают российские экспортеры, находящиеся в Северо-Западном, Центральном, Южном, Приволжском, Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах.
Алексей Оверчук рассказал, что второй международный транспортный коридор будет проходить через Казахстан и Узбекистан в Афганистан, Пакистан и Индию. Реализация проекта обеспечит прямое железнодорожное сообщение для российских экспортеров с пакистанскими портами Индийского океана, а также соединение с железной дорогой Индии. Развитие третьего международного транспортного коридора связано с модернизацией и строительством железных и автомобильных дорог между Россией и Китаем через территорию Монголии, заинтересованной в реализации своего транзитного потенциала.
«Наши рынки – в Азии и в Африке», — резюмировал Алексей Оверчук.
Ссылки по теме:
Грузооборот на западной ветке МТК «Север ‒ Юг» к 2030 году достигнет 15 млн тонн в год ‒ Михаил Мишустин >>>>
Перевозки по МТК «Север ‒ Юг» имеют потенциал возрасти в 2 раза к 2030 году ‒ Михаил Мишустин >>>>
МТК «Север – Юг» вдвое сократит сроки доставки товаров из АТР в Европу ‒ Александр Новак >>>>
Россия, Азербайджан и Иран подписали Бакинскую декларацию по развитию МТК «Север – Юг» >>>>