К месту начала дрейфа экспедиция «Северный полюс-41» Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) должна прибыть к началу октября, сейчас платформа направляется в сторону Новосибирских островов, сообщается на сайте института.
ЛСП «Северный полюс» предназначена для проведения круглогодичных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно прибывает к месту дрейфа по воде или тонкому льду, затем вмораживается в лед и может до двух лет дрейфовать вместе с ледяным полем. На льду вокруг платформы будет разбит научный лагерь, где ученые будут проводить комплексные изучения Арктики в системе «атмосфера — ледяной покров — океан».
«Более полутора лет специалисты нашего института ведут наблюдение за несколькими ледовыми полями, пригодными для размещения научного лагеря, в районе Новосибирских островов. На текущий момент выбрано пять вариантов льдин, одна из которых в десятки раз превышает по размеру другие поля. Окончательный выбор места для размещения научного лагеря будет сделан, когда экспедиция прибудет к месту начала дрейфа», - отметил директор Арктического и антарктического НИИ Александр Макаров.
«Тяжеловесное океанологическое оборудование позволит получить образцы донного грунта и проб воды Северного ледовитого океана из глубины более 4 000 метров. Со льда такие работы ранее проводить было невозможно. Исследовать атмосферу будут вплоть до границы с космосом, где с помощью геофизических методов мы изучаем космическую погоду и ее влияние на жизнь и здоровье людей. Но все же основная цель на ближайшие пять лет – это получение данных прямых наблюдений за природной средой, погодой и климатом Арктики для уточнения прогностических моделей для трассы Северного морского пути. Изучение льда будет производиться в самых разных направлениях, начиная от его физических свойств и заканчивая режимом, жизнеспособностью и особенностями дрейфа», - добавил он.
Научные лаборатории на борту ЛСП «Северный полюс» сформированы по модульному принципу и могут быть быстро переоборудованы под актуальные научные задачи, ведь срок службы ЛСП «Северный полюс» может составлять от 25 до 40 лет.
Отечественная программа дрейфующих полярных станций началась в 1937 году с экспедиции под руководством Ивана Папанина. В 2013 году программу пришлось свернуть из-за таяния льдов в Арктике. Специалисты Арктического и антарктического НИИ проанализировали и обобщили уникальный опыт предшествующих экспедиций и нашли оптимальный вариант для долговременного базирования научно-исследовательских лабораторий – ледовую самодвижущуюся платформу «Северный полюс».
Проект разрабатывался в тесном сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел» и Арктического и антарктического НИИ. Весной 2018 года между Федеральной службой Росгидромета и Адмиралтейскими верфями был подписан контракт на проектирование и строительство ЛСП. Модельные испытания прошли в ледовом бассейне Арктического и антарктического НИИ. На воду судно было спущено в декабре 2020 года. Через два года, 21 мая 2022 года, в День полярника, ледостойкая платформа «Северный полюс» вышла на ходовые испытания. В августе 2022 года ЛСП «Северный полюс» передана в эксплуатацию.
Подробнее о ледостойкой платформе и о том, что первый научный рейс «Северного полюса» может быть совмещен с проверкой работы судна в ледовых условиях читайте в Спецпроекте «ПортНьюс» >>>>