• 14 сентября 2022 17:26

    Научно-инженерный кластер СГУВТ разработал технологию сверхзвукового воздушно-плазменного напыления покрытий

    Технология используется для защиты поверхности деталей и узлов от внешнего воздействия высокой температуры и агрессивных сред

    Научно-инженерный кластер Сибирского государственного университета водного транспорта (СГУВТ) вывел на рынок технологию сверхзвукового воздушно-плазменного напыления покрытий, не имеющую аналогов в мире по совокупности ряда важнейших параметров, сообщила пресс-служба Росморречфлота.

    «Можно с уверенностью утверждать, что технология, используемая для защиты поверхности деталей и узлов от внешнего воздействия высокой температуры и агрессивных сред, разработанная совместно с Институтом теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича и ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет» — уникальная и прорывная», — отмечается в сообщении.

    Основное отличие разработки от зарубежных методов заключается в использовании вместо инертных газов чистого воздуха. Кроме того, сверхзвуковой плазменный поток (HV-APS) отличается от традиционного (APS) высокой скоростью и низкой температурой, что позволяет получать качественные покрытия на основе металлических материалов. Пористость таких покрытий составляет менее 1%, а адгезионная прочность — выше 80 МПа. Разработка обладает рядом других преимуществ, одним из которых является минимальное окисление частиц. Более того, сверхзвуковой поток может быть использован для «горячей» абразивноструйной обработки деталей. Высокая температура плазменных потоков (3000-12000 К) позволяет наносить покрытия из наиболее тугоплавких материалов, а толщина покрытий может варьироваться от десятков микрометров до нескольких миллиметров.

    Технология позволяет получать покрытия самого широкого спектра свойств: износостойкие (истирание, эрозия, фреттинг, кавитация), обеспечивать коррозионную, химическую и тепловую защиту, электроизоляцию и электропроводность, антифрикционные качества, эффективность прирабатываемых уплотнений и т.д. Еще одной особенностью технологии является широкий выбор материалов напыления – это различные металлы и сплавы, оксиды, карбиды, металлокерамика, композиты и др.
    Технология, применяющаяся для восстановления геометрии, упрочнения и защиты рабочих поверхностей деталей различных машин, механизмов и конструкций востребована уже далеко за пределами отрасли водного транспорта. Превосходной заменой гальваническому покрытию, например, в нефтегазовой отрасли является карбидное покрытие WC/CoCr высокой твердости и плотности, которое характеризуется отсутствием микротрещин, защитой от гидроабразивного и коррозионного износа при воздействии буровой жидкости, а также повышает срок службы деталей  до 4-8 раз по сравнению с традиционным хромированием.

    Также неоспоримыми преимуществами разработанной технологии являются низкая себестоимость нанесения покрытий (требуется только электроэнергия для работы плазменной установки и компрессора) и высокая производительность процесса (до 30 кг/час).

    Во всех собственных научных разработках для ученых СГУВТ главным условием остается использование именно отечественных деталей, расходников и технологий. В настоящее время в рамках исследовательской деятельности по данному направлению спроектирована и изготовлена установка плазменного напыления «Термоплазма 50-03», не имеющая аналогов ни в нашей стране, ни за рубежом по ряду показателей.  При сборке данного аппарата используются только материалы и детали отечественного производства, также, как и в процессе его работы применяются порошки, изготовленные в России. Разработанная установка защищена патентом и готова к широкому производству.

    Исследования ученых Сибирского государственного университета водного транспорта совместно со специалистами Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения РАН в данном направлении продолжаются и являются весьма перспективными. Сибирским государственным университетом водного транспорта на данные разработки получен государственный заказ.

    Безусловным достоинством установки можно считать ее мобильность и возможность работы, в том числе, в условиях Крайнего Севера. Эксперты считают этот аспект значительным плюсом технологии для ее практического внедрения в энергетической, производственной, транспортной системах страны на долгую перспективу и, возможно, точечного использования установки в самом ближайшем будущем, например, для ряда проектов в акватории Северного морского пути (СМП).

    Проректор по научной работе СГУВТ, доктор технических наук, профессор Борис Палагушкин рассказывает: «Сегодня уже ведутся поставки нашего плазменного оборудования в ряд высокотехнологичных концернов оборонно-промышленного комплекса, а также Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «С 7 Космические транспортные системы», ОАО «ЦНИИ Материалов» (Корпорация «УралВагонЗавод») и ряд других организаций».

    «Мы предлагаем заказчику не только плазменное напыление покрытий на детали, но и поставку полнокомплектного плазменного оборудования, а также проектирование и практическую (производственную) отработку технологических процессов плазменного напыления покрытий под задачи заказчика, включая обучение специалистов. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация позволила многим производителям и бизнесменам увидеть внутренний российский рынок  и обнаружить, что в нашей стране есть множество замечательных научных разработок и талантливых ученых. Думаю, что такая переориентация принесет российской экономике большой позитивный эффект с прорывами во многих отраслях деятельности», — подчеркнул проректор СГУВТ.




16 июля 2024

10:17 РС актуализировал Правила постройки танкеров для перевозки сжиженных газов
09:58 В Приморье заказчику передан первый композитный катамаран класса «Тихоокеанский 108»
09:44 В Пермском крае выставили на продажу причал Чайковского речного порта
09:32 Росморречфлот предлагает активнее использовать транзитный потенциал речных артерий Приморья
09:09 Баржа получила повреждение корпуса при прохождении порога на Енисее
08:46 Состояние гидротехнических сооружений ВМТП проинспектировано руководителями отраслевых ведомств
08:23 Анадырский морской порт (Чукотка) с начала навигации обработал около 30 тыс. тонн угля
08:00 Обновлены сведения о фактических глубинах и проходных осадках судов на акватории порта Посьет (Приморье)

15 июля 2024

19:00 Подготовка к Главному Военно-Морскому параду внесет изменения в график разводки мостов в Петербурге
18:35 Администрации «Волго-Балт» передан земснаряд проекта Ц480Д «Константин Безюков»
18:13 Мнение: Развитие арктических проектов требует инновационных подходов для подготовки кадров
17:54 Инвесторы могут продлить сроки строительства судов по первым крабовым аукционам до 7 лет
17:36 В Рыбинске началась погрузка секций плавдока для ПСЗ «Янтарь»
17:19 Турция сократит импорт пшеницы в сезоне 2024/2025 на 16% — до 8 млн тонн
16:58 На площадке «Красные Баррикады» ЮЦСС капитально отремонтируют плавучую буровую установку «Бриз» «Лукойла»
16:37 Датская Torm купит на вторичном рынке восемь танкеров-продуктовозов и продаст один типа MR
16:15 Продажи бункерного топлива в порту Сингапур за январь-июнь 2024 года выросли на 8,5%
15:54 Основной акционер Судоремонтно-судостроительной корпорации (Нижегородская область) снизил свою долю до 27,8%
15:36 Грузооборот порта Сингапур за январь-июнь 2024 года увеличился на 8,2%
15:21 Соглашение Maersk и Hapag-Lloyd о совместном флоте на контейнерных линиях вызвало вопросы у властей США
14:48 Сделка о покупке STX Heavy Industries компанией HD KSOE одобрена антимонопольными органами Южной Кореи
14:23 На Байкале пресечены нелегальные пассажироперевозки на судах в районе поселка Листвянка
13:59 Реконструкция порта Корсаков (Сахалин) будет выполнена в 2024-2027 годах
13:47 Совокупный контейнерооборот терминалов COSCO за первое полугодие 2024 года вырос почти на 8%
13:05 НЭС «Михаил Сомов» доставило снабжение на остров Визе
12:32 Совокупный грузооборот терминала CSP Abu Dhabi с момента запуска превысил 5 млн TEU
12:04 Российско-китайское учение «Морское взаимодействие – 2024» пройдет с 15 по 17 июля
11:44 Заместителем генерального директора РС назначен Алексей Березин
11:36 Таможня в порту Ростов-на-Дону в первом полугодии 2024 года оформила более 2 тыс. судов
11:27 РС: Автоматическая система обмена данными в диапазоне очень высоких частот сменит существующую АИС
11:11 Судопогрузочные машины доставят на терминал минудобрений в Усть-Луге в сентябре 2024 года
10:48 В порту Находка (Приморье) планируется реконструкция причала №25
10:29 «НОВАТЭК» в первом полугодии 2024 года снизил реализацию природного газа на 3,3%
10:12 Петербургский суд постановил взыскать с Wartsila 7,6 млн евро в пользу Балтзавода
09:53 Ученые саратовского вуза запатентовали модель гребного винта для арктических судов
09:31 Атомоход «Сибирь» завершил ледокольную проводку двух судов в порт Певек
09:08 Пассажиры речных электросудов в Москве с момента запуска регулярных маршрутов совершили 1 млн поездок
08:45 Навигация 2024 года открылась в порту Тикси (Якутия)
08:22 Часть акватории Татарского пролива предоставлена в обособленное водопользование погрануправлению ФСБ
08:00 Готовится к публикации третий номер журнала «ПортНьюс» за 2024 год

14 июля 2024

11:11 Грузооборот турецких портов в январе-июне 2024 года вырос на 3,2% — до 269,1 млн тонн
09:29 На реке Индигирка в Якутии столкнулись два теплохода
08:40 Перевалка зерна на терминалах «Деметра-Холдинг» по итогам сезона составила 12,5 млн тонн
08:23 Председателю совета директоров Московского речного пароходства Вадиму Березину 88 лет!

13 июля 2024

15:21 Китай успешно применяет «морскую милицию» для контроля над спорными водами без вооруженного конфликта
13:51 Правительство РФ снизило порог обязательной репатриации валютной выручки
13:42 Михаил Мишустин утвердил распределение обязанностей кураторов ряда федеральных и национальных проектов
12:38 Петербургский городской причал у Летнего сада оборудуют новым металлическим понтоном

12 июля 2024

19:00 Учебный парусник «Мир» Росморпорта принял вторую в 2024 году смену практикантов
18:48 Подписано рамочное соглашение с BP об операциях на каспийском шельфе Азербайджана
18:42 Президент РФ подписал закон о корректировке НДПИ на добычу угля
18:33 Юбилейный форум «Армия» пройдет 12-18 августа в конгрессно-выставочном центре «Патриот» (Московская область)
18:17 Замглавы Минпромторга Альберт Каримов проверил ход строительства атомных подлодок на ПО «Севмаш»
18:01 Судоходная компания MSC приобрела норвежского перевозчика импортных автомобилей
17:45 Итоги рабочей недели с ПортНьюс 8-12 июля
17:22 Seatrium строит плавучую установку FPSO для шельфового месторождения Бузиос (Бразилия)
17:03 Гендиректор фирмы получил условный срок за фиктивную охрану объектов Беломорканала
16:46 Исследовательские суда «Профессор Зенкевич» и «Картеш» вышли в экспедицию в Белое море
16:13 Механизм субсидирования каботажных перевозок по СМП могут распространить на Курилы
15:55 Лоцманы Росморпорта выполнили проводку барж с негабаритным грузом для ЛСП в порту Калининград
15:34 На Камчатке завершились госиспытания дизель-электрохода проекта 21180М «Евпатий Коловрат»
15:18 ADNOC задействует искусственный интеллект при операциях на месторождении NASR
14:57 Марат Хуснуллин: В порту Бердянск за два года восстановили большую часть инфраструктуры
14:39 Грузооборот порта Хельсинки за январь-июнь 2024 года вырос на 0,4%
14:22 Через Рыбинский шлюз (Ярославская область) к 1 июля 2024 года прошло 2577 единиц флота
13:58 Хуситы могут расширить свои операции на Средиземное море и Индийский океан
13:35 В Архангельске спущена на воду первая пара пассажирских судов с ледовым усилением проекта РЕГК.126
13:24 Ограничения по осадке судов введены на участках рек Зея и Амур с 12 июля
13:03 FESCO в январе-июне 2024 года увеличила экспортные отправки агрогрузов в контейнерах на 75% — до 7 тыс. TEU
12:41 Новые требования РС к морским автономным надводным судам вступили в силу в июле 2024 года