Для реализации новых проектов до 2030 года необходимо модернизировать мощности судостроительных предприятий — Денис Мантуров
Для масштабного обновления флота требуется серьезная государственная поддержка, и здесь ключевой мерой является льготный лизинг, отметил зампредседателя правительства РФ
Для реализации нескольких сотен новых проектов до 2030 года необходимо модернизировать и существенно расширить сами мощности предприятий, заявил заместитель председателя правительства, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на совещании по вопросам развития судостроительной промышленности, которое провел президент РФ Владимир Путин. Стенограмма совещания опубликована на сайте Кремля.
Денис Мантуров отметил, что в предыдущие годы средства на техническое перевооружение выделялись исключительно под военное кораблестроение. «Сейчас судостроительные заводы оценивают объем капитальных затрат, вложений для выполнения гражданских заказов. С учетом того что рентабельность по ним нормативно ограничена, нам потребуются, возможно, бюджетные инвестиции, но нужно для этого до конца провести все обсчеты», — подчеркнул Денис Мантуров.
Он отметил, что «также для масштабного обновления флота требуется серьезная государственная поддержка, и здесь ключевой мерой является льготный лизинг. Он сегодня работает эффективно, и, собственно, это основной двигатель тех заказов, которые есть».
«Нами разработана программа, для реализации которой необходимо привлечение средств ФНБ с возвратом по ставке 1,5 процента годовых. Мы предварительно с Минфином согласовали этот подход. Сейчас Государственная транспортная лизинговая компания уточняет до конца объем необходимого финансирования по предварительно подготовленной программе. Только по такой схеме мы сможем решать задачи транспортной связанности и развития водного туризма внутри нашей страны, освоения новых международных маршрутов и транспортного коридора Севморпути».
Помимо строительства новых судов необходимо параллельно решать вопросы ремонта и обслуживания техники. С учетом поручения президента, «совместно с Минфином мы нашли решение по обнулению НДС по судоремонту, но при условии, что мы с предприятиями будем заключать инвестиционные соглашения на условиях вкладывать получаемую прибыль в модернизацию и, по сути, создание новой отрасли. Сейчас готовим с коллегами соответствующие поправки в Налоговый кодекс».
«Для обеспечения серийности и технологической независимости нам нужно верифицированное судовое оборудование, особенно с учетом необходимости замены из-за отказа зарубежных партнеров выполнять свои обязательства. На этом обожглись уже многие судовладельцы, особенно рыбопромысловые компании, заказчики крупнотоннажных судов, которые предпочитали включать в проект импортные узлы, агрегаты даже при наличии отечественных аналогов на тот момент», — сказал Денис Мантуров.
В настоящее время приходится перепроектировать многие суда, в том числе которые строятся. И только по рыбопромысловым судам такая работа потребует дополнительных затрат от всех участников более чем на 2 млрд руб., отметил зампредседателя правительства РФ.
Сейчас судостроители проводят ревизию остальных проектов на предмет необходимых изменений, уточнения затрат на их перепроектирование, что объективно сдвинет вправо сроки их сдачи. «Но, чтобы заказчики не применяли к верфям штрафные санкции, мы предлагаем увеличить на два года время, отведенное под строительство, с уточнением окончательной стоимости, как это было сделано, например, в отношении капитальных объектов в строительном комплексе. Такого рода изменения в законодательстве, если Вы нас поддержите, мы подготовим», — сказал Денис Мантуров.
Что касается новых проектов, потенциальным заказчикам будет предложен типовой набор судов разного назначения с максимальным использованием отечественного оборудования. «Тем самым мы повысим серийность, снизим стоимость самих судов, ну и, главное, сдемпфируем риски срыва поставок».
Денис Мантуров подчеркнул, что «самым, наверное, независимым в технологическом плане является сегмент ледокольного флота, и мы будем стремиться к этому по всем другим направлениям. Мы определили критические позиции в части узлов, агрегатов, которые необходимо в кратчайшие сроки разработать и запустить в серию, в том числе с учетом потребности судостроительного комплекса «Звезда» по крупному тоннажу».
В текущем году на эту меру будет выделено 7 млрд руб., которые будут направлены не только на рыбопромысловый комплекс по судовому оборудованию. 15 млрд руб. на следующие два года уже включены в проект трехлетнего бюджета.
Ссылка по теме:
Путин призвал свести к минимуму перенос заявленных сроков строительства гражданских судов >>>>