В отрасли отыгрывают низкие ставки времен начала пандемии, но боятся падения спроса в будущем
За последние несколько лет владельцы танкеров стали свидетелями существенного роста ставок на контейнеровозы, в то время как прибыль от перевозок танкерами страдала из-за слабого спроса на фоне пандемии, отмечается в еженедельном отчете Gibson Shipbrokers.
Постепенное восстановление потребления нефти и последствия военной спецоперации на Украине привели к росту спотовых ставок, а вместе с этим и стоимости б/у танкеров до рекордных за последнее десятилетие уровней. Цена строительства нового танкера также повысилась из-за дефицита стапельных мощностей и роста инфляции. Цены на б/у танкеры, которые более тесно связаны с изменениями на спотовом рынке, только начали набирать обороты в конце прошлого года, что отчасти поддержано возросшим оптимизмом вокруг спроса на нефть и снижением портфеля новых заказов, добавляют аналитики.
Для примера, Gibson Shipbrokers приводит стоимость б/у танкера типоразмера MR (исходный возраст 5 лет): цена на него снижалась большую часть 2020 года, прежде чем стабилизироваться в 2021 году и существенно вырасти с $29 млн в декабре 2021 года до $34 млн на момент публикации отчета. Более того, цена $34 млн за 5-летний танкер MR сегодня превышает стоимость строительства нового танкера MR по состоянию на январь 2021 года. В целом стоимость увеличилась на 17% за последние 18 месяцев, приводят данные аналитики. Стоимость пятилетнего танкера типоразмера Aframax выросла на 50% ‒ до $51 млн с января 2021 года, превысив цену строительства нового судна по состоянию на начало прошлого года.
Вместе с этим, отмечают аналитики, любое ослабление санкций в отношении Ирана или Венесуэлы может иметь обратный эффект для отрасли.
«Если санкции против этих стран будут ослаблены, то большая часть нынешнего флота, обслуживающего регионы, может переместиться на работу с российским рынком. Вопрос, есть ли у Европы решимость продвигать свое эмбарго на российскую нефть и запрет на страхование судов в конце года, остается открытым. Впрочем, такое эмбарго тяжело ввести, учитывая сохраняющиеся запреты на иранские и венесуэльские баррели. Наконец, к снижению спроса на танкеры может привести и более широкая макроэкономическая ситуация, в том числе ожидания по ослаблению глобального роста и страхи рецессии», – подчеркиваю в Gibson Shipbrokers.
Россия поставляла около 720 тыс. баррелей сырой нефти в день на европейские НПЗ по своему магистральному трубопроводу в 2021 году. Еще 1,57 млн баррелей в день отправлялись в ЕС из балтийских, черноморских и арктических портов, сообщал Bloomberg.
Ссылки по теме:
Призрачные танкеры >>>>
Нефтетрафик клонит к БРИКС >>>>