• 4 июля 2022 11:53

    Комитет Госдумы по энергетике рекомендует правительству ускорить разработку закона о регулировании морских нефтегазовых объектов

    Новации законопроекта смогут облегчить компаниям работу на российском шельфе и сократить средний срок подготовки к эксплуатации  объектов

    Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует правительству ускорить разработку и внесение закона о регулировании морских нефтегазовых объектов. Такое предложение содержится в документе по итогам выездного круглого стола на тему «О совершенствовании системы государственного регулирования морских нефтегазовых объектов». Мероприятие прошло в Астрахани 1 июля 2022 года. Об этом сообщила пресс-служба НА «Российское газовое общество» (РГО).

    Астрахань выбрана местом обсуждения темы, поскольку она стала одной из мощных нефтегазовых провинций, а развитие каспийских месторождений - одной из точек роста российской нефтегазовой промышленности.

    В российском секторе шельфа Каспийского моря расположены восемь месторождений: имени Ю. Корчагина, имени В. Филановского, имени Ю. Кувыкина, 170 километр, Хвалынское, Ракушечное, Центральное, им. В. Грайфера. По данным Минприроды РФ, только разведанные запасы углеводородов каспийского шельфа составляют 2,95 миллиарда тонн нефти и 3,1 триллиона кубометров газа. Извлекаемые запасы - 1,5 млрд тонн условного топлива.

    При этом Каспийский шельф с точки зрения добычи не менее сложен, чем шельфы арктических морей. Каспийское море – это сложная экосистема, заповедная зона, которая служит местом обитания ценных видов рыб, сложная ледовая обстановка. В отношении нефтегазовых проектов действуют требования по соблюдению «нулевого сброса» в окружающую среду – в воду не должно попадать ничего. На Каспии сложнейшие климатические условия – высокие ледовые, ветровые, волновые нагрузки, периодические резкие колебания уровня моря более 2,5 м.

    Месторождение им. Владимира Филановского, которое посетили представители органов власти, было открыто в 2005 году в северной части акватории Каспийского моря, в 220 километрах от Астрахани. Глубина моря составляет от 7 до 11 метров. Оно относится к крупнейшим, начальные извлекаемые запасы нефти - 129 млн тонн, природного газа - 30 млрд куб. м.

    Месторождение отличается уникальной геологией: высокая проницаемость коллекторов позволяет достигать рекордных начальных дебитов. Нефть месторождения отличается высоким качеством и относится к категории легкой малосернистой. Месторождение имени Филановского является центральным звеном транспортировки нефти с других месторождений Каспия.

    Открывая круглый стол, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что роль морской шельфовой добычи по мере истощения месторождений на континентальной части и ухудшения общей структуры запасов будет только расти. Сегодня углеводороды занимают в мировом энергобалансе 54%, и в среднесрочной перспективе эта цифра поменяется незначительно. Рост спроса на энергию в мире может быть удовлетворен только с помощью традиционных энергоресурсов. Попытки западных правительств искусственно ускорить энергопереход привели к росту цен на нефть и газ, энергетическому кризису, который начался задолго до спецоперации.

    Россия — один из лидеров мировой нефте- и газодобычи. При этом крупные действующие месторождения находятся в основном в стадии падающей добычи, добыча менее доступных запасов увеличивает капитальные затраты и операционные издержки. Растет доля глубоководных и шельфовых месторождений. Соответственно, все более актуальным становится создание такой системы регулирования, которая способствовала бы их вовлечению в разработку. И речь идет не только об экономике в чистом виде, например, о налоговой поддержке, но и об администрировании. «Сегодня система госрегулирования морских нефтегазовых объектов очень сложна и запутана. Она насчитывает более 200 документов. Все их приходится учитывать. Деятельность морских нефтегазовых объектов контролирует 13 федеральных органов исполнительной власти. Для эффективного освоения морских нефтегазовых объектов необходима разработка комплексного законодательного регулирования всех этапов их ввода, эксплуатации и вывода из эксплуатации. Один из вариантов - разработка и принятие отдельного федерального закона «О морских нефтегазовых объектах и внесении изменений в отдельные законодательные акты». Перечень этих актов, полагаю, будет довольно длинным», — заявил Павел Завальный.

    Председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов отметил, что нефтегазовые компании, работающие на шельфе Каспия, являются для региона бюджетообразующими. Так, выплачиваемый ими налог на прибыль дает 23% доходов бюджета Астраханской области. При этом несовершенство законодательства, его избыточность, противоречивость, а также  частые изменения в налоговой политике затрудняют развитие и самих морских нефтегазовых проектов, и прикаспийского региона. На областном уровне принимаются решения, стимулирующие компании работать на шельфе, но этого недостаточно.

    «Наша общая задача — на федеральном уровне установить понятные и постоянные правила для всех этапов жизни морских нефтегазовых объектов, чтобы они могли быть драйвером развития для экономики регионов и страны», — заявил Игорь Мартынов.

    Вице-губернатор — председатель правительства Астраханской области Олег Князев сделал акцент на то, что в текущей сложной экономической ситуации, в условиях санкций, затрудняющих высокотехнологичную добычу трудноизвлекаемых ресурсов, тем более важно актуализировать законодательство так, чтобы не усложнять еще сильнее работу недропользователей при одновременном сохранении контроля государства, прежде всего, в области безопасности. Статс-секретарь – заместитель министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко заявила, что сегодня  освоение шельфа является одной из приоритетных государственных задач развития нефтегазовой отрасли.

    Сложившаяся экономическая ситуация лишь повышает значение разработки месторождений Каспия и Арктики, смещает экономическую активность в регионы, увеличивает значимость быстрого внедрения новых российских технологий. Несовершенство законодательства, избыточность регулирования становятся существенным риском, тормозящим разработку шельфа.

    Статс-секретарь Минэнерго рассказала о том, на какой стадии сегодня находится разработка законопроекта, выделяющего морские нефтегазовые объекты в отдельную категорию и, соответственно, полностью меняющего подход к их государственному регулированию.

    Концепция закона одобрена правительством РФ, законопроект согласован с федеральными органами исполнительной власти, и вскоре будет внесен в правительство. В Государственной Думе законопроект, скорее всего, появится в конце осенней сессии. Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» Николай Ляшко рассказал об особенностях каспийских месторождений и их разработки, а также о том, как идёт процесс ускоренного импортозамещения, вызванного санкционных давлением. В связи с отказом многих западных компаний-поставщиков оборудования и технологий от его обслуживания, разрывом контрактов, российским нефтегазовым компаниям приходится одновременно решать несколько задач в области поиска аналогов, реинжиниринга и перестройки логистики. Решение затрудняют отсутствие опыта у российских производителей технологий и оборудования для высокотехнологичной добычи, высокая загруженность производственных мощностей в связи с резким ростом заказов, нехватка программного обеспечения, незаинтересованность предприятий в производстве штучных продуктов.

    Однако российские нефтегазовые компании уже находят варианты решения основных проблем. При этом они нуждаются в поддержке государства, в том числе, в части сокращения административных барьеров. Результатом выхода из сложившихся трудностей за счет ускоренного импортозамещения станут обеспечение надежности эксплуатации объектов, поддержание уровней добычи, снижение затрат и сокращение сроков ввода нового отечественного оборудования и технологий.

    И.о заместителя генерального директора по работе с органами государственной власти «Газпром нефть шельф» Елена Костомаркина обратила внимание участников круглого стола на несколько важных моментов. Сегодня Россия отстает от государств-конкурентов по темпам освоения шельфа, демонстрирует невысокие темпы роста шельфовой добычи, при том, что, согласно документам стратегического планирования, именно шельф должен давать 30% добычи углеводородов. Одна из причин - именно излишние административные барьеры. Если в Великобритании морские нефтегазовые объекты регулирует 31 нормативно-правовой акт, в США - 13, в Норвегии - 6, то в России это 200.

    Представитель компании, работающей на арктическом шельфе, озвучила наиболее значимые новации законопроекта, которые смогут облегчить компаниям работу на российском шельфе и сократить средний срок подготовки к эксплуатации морских нефтегазовых объектов с 5,5 и более лет до 4 и даже меньше.

    Это выделение таких объектов в отдельную категорию; определение единого уполномоченного ФОИВ по вопросам безопасности, включая проведение государственной экспертизы, в лице Ростехнадзора; закрепление в документе конкретных требований к безопасности морских нефтегазовых объектов, что, позволит обеспечить более эффективный контроль за безопасностью морских нефтегазовых объектов и при этом сократить сроки и расходы на введение в эксплуатацию объектов;- оптимизация процедуры проведения государственной экспертизы безопасности морских нефтегазовых объектов; внедрение риск-ориентированного подхода и деклараций безопасности морских нефтегазовых объектов. Заместитель руководителя Ростехнадзора Вадим Сергеев сообщил, что ведомство поддерживает изменение подхода к регулированию морских нефтегазовых объектов при условии сохранение жестких требований промышленной и экологической безопасности и контроля со стороны государства. Заместитель генерального директора по техническому наблюдению и сертификации ФАУ «Российский морской регистр» Владимир Евенко также поддержал законопроект и выразил надежду на его скорейшее принятие.

    Комитет Госдумы по энергетике полагает, что формирование нового правового режима морских нефтегазовых объектов позволит существенно сократить сроки их введения в эксплуатацию, повысить эффективность проектов по освоению месторождений углеводородного сырья во внутренних морских водах, на континентальном шельфе России, в российском секторе Каспийского моря.

    Комитет будет рекомендовать правительству РФ: рассмотреть возможность использования подхода, который выделяет морские нефтегазовые объекты в самостоятельный объект регулирования, что позволяет учитывать их уникальные особенности; рассмотреть возможность консолидации надзорных и контрольных функций в рамках одного специального надзорного органа; предусмотреть разработку порядка проведения единой комплексной государственной экспертизы безопасности морских нефтегазовых объектов с одновременным исключением прочих экспертиз; предусмотреть возможность создания декларации безопасности морского нефтегазового объекта в качестве единого основного документа.

    Министерству энергетики РФ комитет рекомендует ускорить доработку и внесение в установленном порядке в правительство РФ проекта федерального закона «О морских нефтегазовых объектах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Также рекомендации будут дополнены темами развития долгосрочной кооперации российских компаний (по примеру ГК «Росатом»), являющегося одним из лидеров в производстве оборудования для СПГ-проектов высокотехнологичной добычи, и регулирования и стимулирования параллельного импорта для нужд нефтегазовой отрасли.

    Фотографии предоставлены пресс-службо РГО




16 июля 2024

09:09 Баржа получила повреждение корпуса при прохождении порога на Енисее
08:46 Состояние гидротехнических сооружений ВМТП проинспектировано руководителями отраслевых ведомств
08:23 Анадырский морской порт (Чукотка) с начала навигации обработал около 30 тыс. тонн угля
08:00 Обновлены сведения о фактических глубинах и проходных осадках судов на акватории порта Посьет (Приморье)

15 июля 2024

19:00 Подготовка к Главному Военно-Морскому параду внесет изменения в график разводки мостов в Петербурге
18:35 Администрации «Волго-Балт» передан земснаряд проекта Ц480Д «Константин Безюков»
18:13 Мнение: Развитие арктических проектов требует инновационных подходов для подготовки кадров
17:54 Инвесторы могут продлить сроки строительства судов по первым крабовым аукционам до 7 лет
17:36 В Рыбинске началась погрузка секций плавдока для ПСЗ «Янтарь»
17:19 Турция сократит импорт пшеницы в сезоне 2024/2025 на 16% — до 8 млн тонн
16:58 На площадке «Красные Баррикады» ЮЦСС капитально отремонтируют плавучую буровую установку «Бриз» «Лукойла»
16:37 Датская Torm купит на вторичном рынке восемь танкеров-продуктовозов и продаст один типа MR
16:15 Продажи бункерного топлива в порту Сингапур за январь-июнь 2024 года выросли на 8,5%
15:54 Основной акционер Судоремонтно-судостроительной корпорации (Нижегородская область) снизил свою долю до 27,8%
15:36 Грузооборот порта Сингапур за январь-июнь 2024 года увеличился на 8,2%
15:21 Соглашение Maersk и Hapag-Lloyd о совместном флоте на контейнерных линиях вызвало вопросы у властей США
14:48 Сделка о покупке STX Heavy Industries компанией HD KSOE одобрена антимонопольными органами Южной Кореи
14:23 На Байкале пресечены нелегальные пассажироперевозки на судах в районе поселка Листвянка
13:59 Реконструкция порта Корсаков (Сахалин) будет выполнена в 2024-2027 годах
13:47 Совокупный контейнерооборот терминалов COSCO за первое полугодие 2024 года вырос почти на 8%
13:05 НЭС «Михаил Сомов» доставило снабжение на остров Визе
12:32 Совокупный грузооборот терминала CSP Abu Dhabi с момента запуска превысил 5 млн TEU
12:04 Российско-китайское учение «Морское взаимодействие – 2024» пройдет с 15 по 17 июля
11:44 Заместителем генерального директора РС назначен Алексей Березин
11:36 Таможня в порту Ростов-на-Дону в первом полугодии 2024 года оформила более 2 тыс. судов
11:27 РС: Автоматическая система обмена данными в диапазоне очень высоких частот сменит существующую АИС
11:11 Судопогрузочные машины доставят на терминал минудобрений в Усть-Луге в сентябре 2024 года
10:48 В порту Находка (Приморье) планируется реконструкция причала №25
10:29 «НОВАТЭК» в первом полугодии 2024 года снизил реализацию природного газа на 3,3%
10:12 Петербургский суд постановил взыскать с Wartsila 7,6 млн евро в пользу Балтзавода
09:53 Ученые саратовского вуза запатентовали модель гребного винта для арктических судов
09:31 Атомоход «Сибирь» завершил ледокольную проводку двух судов в порт Певек
09:08 Пассажиры речных электросудов в Москве с момента запуска регулярных маршрутов совершили 1 млн поездок
08:45 Навигация 2024 года открылась в порту Тикси (Якутия)
08:22 Часть акватории Татарского пролива предоставлена в обособленное водопользование погрануправлению ФСБ
08:00 Готовится к публикации третий номер журнала «ПортНьюс» за 2024 год

14 июля 2024

11:11 Грузооборот турецких портов в январе-июне 2024 года вырос на 3,2% — до 269,1 млн тонн
09:29 На реке Индигирка в Якутии столкнулись два теплохода
08:40 Перевалка зерна на терминалах «Деметра-Холдинг» по итогам сезона составила 12,5 млн тонн
08:23 Председателю совета директоров Московского речного пароходства Вадиму Березину 88 лет!

13 июля 2024

15:21 Китай успешно применяет «морскую милицию» для контроля над спорными водами без вооруженного конфликта
13:51 Правительство РФ снизило порог обязательной репатриации валютной выручки
13:42 Михаил Мишустин утвердил распределение обязанностей кураторов ряда федеральных и национальных проектов
12:38 Петербургский городской причал у Летнего сада оборудуют новым металлическим понтоном

12 июля 2024

19:00 Учебный парусник «Мир» Росморпорта принял вторую в 2024 году смену практикантов
18:48 Подписано рамочное соглашение с BP об операциях на каспийском шельфе Азербайджана
18:42 Президент РФ подписал закон о корректировке НДПИ на добычу угля
18:33 Юбилейный форум «Армия» пройдет 12-18 августа в конгрессно-выставочном центре «Патриот» (Московская область)
18:17 Замглавы Минпромторга Альберт Каримов проверил ход строительства атомных подлодок на ПО «Севмаш»
18:01 Судоходная компания MSC приобрела норвежского перевозчика импортных автомобилей
17:45 Итоги рабочей недели с ПортНьюс 8-12 июля
17:22 Seatrium строит плавучую установку FPSO для шельфового месторождения Бузиос (Бразилия)
17:03 Гендиректор фирмы получил условный срок за фиктивную охрану объектов Беломорканала
16:46 Исследовательские суда «Профессор Зенкевич» и «Картеш» вышли в экспедицию в Белое море
16:13 Механизм субсидирования каботажных перевозок по СМП могут распространить на Курилы
15:55 Лоцманы Росморпорта выполнили проводку барж с негабаритным грузом для ЛСП в порту Калининград
15:34 На Камчатке завершились госиспытания дизель-электрохода проекта 21180М «Евпатий Коловрат»
15:18 ADNOC задействует искусственный интеллект при операциях на месторождении NASR
14:57 Марат Хуснуллин: В порту Бердянск за два года восстановили большую часть инфраструктуры
14:39 Грузооборот порта Хельсинки за январь-июнь 2024 года вырос на 0,4%
14:22 Через Рыбинский шлюз (Ярославская область) к 1 июля 2024 года прошло 2577 единиц флота
13:58 Хуситы могут расширить свои операции на Средиземное море и Индийский океан
13:35 В Архангельске спущена на воду первая пара пассажирских судов с ледовым усилением проекта РЕГК.126
13:24 Ограничения по осадке судов введены на участках рек Зея и Амур с 12 июля
13:03 FESCO в январе-июне 2024 года увеличила экспортные отправки агрогрузов в контейнерах на 75% — до 7 тыс. TEU
12:41 Новые требования РС к морским автономным надводным судам вступили в силу в июле 2024 года
12:20 Росморпорт готов выделить на ремонт ледокола «Виктор Черномырдин» до 63,3 млн рублей
11:59 Сургутский «Мостострой-11» займется реконструкцией причалов Рыбного порта в Корсакове (Сахалин)
11:37 Грузооборот морских портов России за январь-июнь 2024 года уменьшился на 3,1%
11:24 С контейнеровоза CMA CGM у побережья Южной Африки штормом смыло 44 контейнера