1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Обзор рынка контейнерных перевозок за I квартал 2022 года: отсутствие конкуренции

29 июня 2022   11:08

Обзор рынка контейнерных перевозок за I квартал 2022 года: отсутствие конкуренции

Количество осуществленных судозаходов (по сравнению с запланированными) упало до 68%

Текущие показатели конкурентоспособности на мировом рынке морских линейных перевозок являются неполными и неточными. Эти показатели не в полной мере учитывают, как перевозчики сотрудничают между собой, что приводит к более высокой монополизации отрасли, что идет не на пользу всем грузоотправителям. Такой вывод следует из результатов исследования, представленных в ежеквартальном обзоре рынка контейнерных перевозок за I квартал 2022 года, подготовленном британской компанией MDS Transmodal (MDST) совместно с Всемирным форумом грузовладельцев (GSF).

В обзоре предлагается измененный показатель, основанный на альтернативных индикаторах, представленных в недавнем исследовании проведенном ОЭСР / МФТ и компанией MDST. Данный показатель лучше отражает степень взаимодействия морских контейнерных линий, и не только между членами трех крупных альянсов, но и через соглашения по которым линии в разных альянсах управляют общими услугами.

До сих пор антимонопольные органы полагались на традиционные, но неполные инструменты для оценки уровня концентрации в различных отраслях. Чаще всего используется индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI). Однако этот показатель не учитывает в полной мере сотрудничество между судоходными линиями, разрешенное в соответствии с освобождением от блоковых обязательств и другими положениями об антимонопольном иммунитете. При включении этих «межальянсовых» консорциумов, степень концентрации контейнерного рынка, измеряемая измененным индексом HHI, получается намного выше.

В качестве примера на приведенном графике сравнивается традиционный индекс HHI трансатлантических сервисов за период 2006-2021 гг. с измененным HHI (MHHI), который включает межальянсовые соглашения по трансатлантическим перевозкам. Измененный индекс HHI превышает принятый порог в 2,5 тыс. пунктов, при котором отрасль считается большинством органов регулирования конкуренции «высоко-концентрированной».

Исходя из этого, в Международном форуме грузовладельцев (GSF) полагают, что недавнее «Расследование по установлению фактов-29 — Заключительный отчет», опубликованный в мае этого года Федеральной морской комиссией США (FMC), еще не дает полной картины, поскольку в отчете утверждается, что линейные рейсы, обслуживающие США, можно охарактеризовать как демонстрирующую «активную конкуренцию», поскольку их индекс HHI был ниже 2,5 тыс. пунктов, говорится в обзоре.

Грузовладельцы призывают FMC и все другие антимонопольные органы использовать более точный инструмент MHHI в своих оценках рынка контейнерных перевозок и, в частности, степени концентрации доли рынка, достигаемой посредством всех соглашений, разрешенных положениями об освобождении от блоковых обязательств и антимонопольном иммунитете. В GSF уверены, что отсутствие или снижение уровня конкуренции напрямую приводит к низкому качеству обслуживания грузовладельцев. Об этом свидетельствуют и другие выводы, изложенные в «Ежеквартальном обзоре». Количество осуществленных судозаходов (по сравнению с запланированными) упало до 68%, что является самым низким уровнем, зарегистрированным с момента начала проведения исследований в 2020 году, и, хотя потери в объемах из-за пропусков портов в Европе снизились в I квартале 2022 года, их количество продолжало расти как в Азии, так и Австралии.

По мнению директора GSF Джеймса Хукхэма, «этот прорывной анализ выявил степень доминирования многих судоходных линий в ключевых мировых контейнерных сервисах. Текущие индексы концентрации рынка отражают только часть картины. Мало того, что в рамках трех основных альянсов существуют консорциумы, так еще количество действующих отдельных консорциумов, состоящих из контейнерных линий из разных альянсов, также велико».

«Органы по вопросам конкуренции должны срочно пересмотреть свои меры по конкуренции, чтобы отразить реальность рынка контейнерных перевозок и обеспечить, чтобы они полностью учитывали масштабы и последствия сотрудничества судоходных линий с точки зрения грузоотправителей», считает представитель сообщества грузовладельцев.

Ежеквартальный обзор рынка контейнерных перевозок публикуется каждые три месяца. В обзоре содержатся сообщения, анализ и комментарии о тенденциях и изменениях на рынке с учетом опыта и потребностей грузоотправителей - импортеров и экспортеров, чьи грузы транспортируются на контейнерных судах линейных операторов.

Новости от 10 февраля 2025 г.

9 февраля 2025