• 27 июня 2022 11:17

    Ученые МГУ исследуют более 100 тыс. кв. км акваторий Баренцева, Карского и Охотского морей

    Работы по комплексному изучению экологической безопасности морей Арктики и Дальнего Востока будут выполнены по заказу ООО «Газпром недра»

    Ученые географического факультета МГУ и специалисты по экологической безопасности исследуют более 100 тыс. кв. км акватории Баренцева, Карского и Охотского морей в июле и августе 2022 года. Исследователи отберут более 1000 проб морских вод и донных отложений, изучат состояние атмосферного воздуха, оценят условия жизни рыб, морских млекопитающих и птиц. Об этом сообщила пресс-служба географического факультета МГУ.

    Работы по комплексному изучению экологической безопасности морей Арктики и Дальнего Востока географы МГУ выполнят по заказу дочернего общества ПАО «Газпром» — ООО «Газпром недра».

    Отмечается, что наблюдение за состоянием окружающей среды в районах разведки и добычи углеводородов проводится в нашей стране ежегодно. Но впервые главным исполнителем таких масштабных работ является научно-образовательная организация — крупнейший в России коллектив географов, океанологов, гидробиологов.

    Трехлетний проект по экологическому мониторингу (2021-2023 гг.) позволит оценить в динамике состояние акваторий Баренцева, Карского и Охотского морей на тех участках, где освоение природных ресурсов уже ведется или планируется. Полученные результаты помогут разработать превентивные меры для обеспечения экологической безопасности и бережного освоения человеком северных и дальневосточных регионов.

    В 2021 году в ходе морских рейсов географы МГУ совместно с коллегами уже получили более 800 проб воды, донных отложений, атмосферного воздуха, провели метеорологические, гидрофизические, гидрохимические исследования. В частности, они оценили содержание в морских водах тяжелых металлов. При этом пробы воды отбирались с четырех горизонтов.

    Лабораторные исследования проб, полученных в прошлом году, не выявили превышения нормативов ни по одному показателю. В 2022 году географы МГУ продолжат исследовать акватории Баренцева, Карского и Охотского морей.

    «Участие в таком масштабном проекте является действенным фактором развития научно-образовательной деятельности географического факультета. Теперь наши ученые и студенты могут работать в таких крупных производственных проектах, совершенствуя свои знания и навыки. Появился доступ к большому массиву актуальных данных о состоянии акваторий и атмосферы, которые могут быть использованы в дипломных и диссертационных работах. Кроме того, мы получили возможность актуализировать собственные наблюдения, изучать процессы и явления, связанные с региональным откликом природной среды на глобальное потепление и хозяйственным освоением территорий», — сказал декан географического факультета МГУ, академик РАН Сергей Добролюбов.

    В этом году также планируются три рейса: единый рейс по глубоководным участкам Баренцева и Карского морей на судне, обследование мелководных участков Тазовской и Байдарацкой губы, рейс по лицензионным участкам Охотского с судна. В экспедиционных рейсах примут участие сотрудники географического и биологического факультетов МГУ, профильных институтов РАН и ВНИРО.

    «Главным экологическим ограничением деятельности в морских акваториях является наличие особо охраняемых природных территорий. Одновременно освоение и разведка Арктического региона в целом и шельфа в частности является перспективной задачей для нашей страны. При этом физико-экологические условия здесь весьма специфичны. Комплексный подход к обеспечению экобезопасности и бережному освоению природных ресурсов Арктики был, есть и останется одной из приоритетных задач», — уверен координатор проекта от географического факультета МГУ Владимир Слободян.

    Баренцево море расположено на стыке Европы и России, что способствует активному судоходству в регионе. Кроме того, эта акватория неоднократно становилась ареной боевых действий. Результатом этого является большое количество загрязняющих веществ, поступающих как при движении судов, так и в результате разрушений затонувших или затопленных объектов. Баренцево море обладает уникальной системой течений, которые участвуют в глобальной системе Гольфстрим. Это способствует трансграничному переносу загрязняющих веществ. Акватория является районом активной рыбной ловли и добычи беспозвоночных. Все это обуславливают необходимость проведения обширных исследований течений и потоков переноса загрязняющих веществ, а также более детальных ихтиологических исследований.

    В акватории Карского моря проходит значительный отрезок Северного морского пути. Также море подвержено воздействию речных сточных вод. Свои воды сюда несут реки Енисей и Обь, которые подвержены активному воздействию вследствие наличия масштабных горнодобывающих и промышленных комплексов на прибрежных территориях. Специфика суровых природных условий Карского моря не позволяет формироваться значительным биомассам промысловых запасов рыб. Однако здесь есть благоприятные условия для некоторых арктических видов гидробионтов. Например, в 2013 году в Карском море были обнаружены значительные запасы сайки, небольшие скопления мойвы, камбалы, ерша, синекорого палтуса и краба-стригуна опилио. Одной из характерных особенностей Карского моря является возрастание солености поверхностных вод с востока на запад.

    В Охотском море работы по экомониторингу в 2022 году пройдут в акватории западной Камчатки и восточной акватории Сахалина. Эти участки очень ценны в рыбохозяйственном отношении. Здесь воспроизводятся и нагуливаются молоди наиболее важных промысловых видов минтая, камбал, трески, палтусов, обитают крупнейшие стада нерки, горбуши, лосося, кеты, кижуча и чавычи. Акватория западной Камчатки является местом обитания видов китов, занесенных в Красную книгу РФ: финвалов, сейвалов, Северных гладких и Гренландских китов. Актуальной экологической проблемой для акватории Охотского моря является загрязнение вод. Это обусловлено двумя аспектами. Первый, связан с наличием в регионе значительной концентрации морских рыбопромысловых и транспортных судов, что приводит к повышению в водах концентраций нефтепродуктов. Второй связан с поступлением в акваторию речных сточных вод, несущих следы антропогенного воздействия с побережья.




12 мая 2024

14:56 Первое в навигацию 2024 года пассажирское судно зашло в Таганрог (Ростовская область)
14:46 В Самаре теплоход с баржей зацепил якорем понтон лодочной станции
14:04 Михаил Ненюков избран врио генерального директора Пролетарского завода
11:45 В Москву после 20 мая прибудут два новых элетросудна

11 мая 2024

19:39 Михаил Мишустин внес на рассмотрение Госдумы новый состав правительства
14:47 Владимир Путин утвердил структуру правительства РФ
14:32 Грузооборот порта Шанхай (Китай) за январь-апрель 2024 года вырос на 5,7%
13:54 Эсминец США зашел в воды, которые Китай считает своим территориальным морем
13:36 В акватории Авачинского залива произошло сильное землетрясение
13:25 Капитана судна могут представить к награде за помощь в спасении людей с упавшего в петербургскую реку автобуса
13:08 Михаил Мишустин назначен председателем правительства Российской Федерации

10 мая 2024

16:50 Госдума утвердила Михаила Мишустина на должность председателя правительства России
13:56 В Аденском заливе охрана британского судна открыла огонь по приблизившимся пиратам
13:34 Нисходящий тренд наблюдается на мировом бункерном рынке
12:07 Владимир Путин внес кандидатуру Михаила Мишустина на должность главы правительства РФ

9 мая 2024

11:08 В порту Бердянск отремонтировали и запустили зерновой терминал
10:22 В морском порту Находка ликвидировано возгорание спецтехники
10:09 Российско-китайский товарооборот в январе-апреле 2024 года вырос на 4,7%
09:52 Прокуратура проводит проверку по факту падения рабочего при строительстве порта «Лавна»
08:15 Ассоциация морских торговых портов поздравляет с юбилеем Николая Пинчука!
08:00 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с юбилеем президента Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александра Зайцева!
07:45 АСОП поздравляет с юбилеем Виктора Тюхтия!

8 мая 2024

19:00 Барк «Крузенштерн» в навигацию 2024 года выполнит три рейса
18:47 QatarEnergy передаст Nakilat в долгосрочный фрахт девять крупнотоннажных СПГ-танкеров
18:39 На территории морского порта Петропавловск-Камчатский горит ангар
18:26 ClassNK: В мире лишь 3% действующих судов используют альтернативное топливо
18:03 Конференция «Транспортные технологии: Пересекая временные границы» пройдет 17 мая в Москве
17:45 Итоги рабочей недели с ПортНьюс: 6-8 мая 2024 года
17:29 Андрей Белоусов: Пропускная способность транспортных коридоров к 2030 году превысит 1,4 млрд тонн
17:14 Сергей Шишкарев предложил создать Союз контейнерных операторов России
16:58 Грузооборот порта Лиепая (Латвия) за январь-апрель 2024 года снизился на 1,2%
16:41 Четвертое в серии СПК «Комета 120М» проекта 23160 вышло на ходовые испытания
16:33 В акватории порта Махачкала планируется ремонтное дноуглубление в объеме 731 тыс. куб. м
16:16 Более десяти рейсов по СМП из портов Китая в Архангельск запланированы на 2024 год
15:59 Маломерное судно столкнулось с баржей на реке Енисей в Красноярске
15:38 Первое СПК «Валдай» поступит в Саратовскую область в конце августа ‒ начале сентября 2024 года
15:14 Из российских портов Балтийского моря с начала 2024 года отгружено 10 судов с экспортным зерном
14:26 СПК «Валдай» выйдут на маршруты в Самарской области в конце мая ‒ начале июня
14:00 Медиа-группа «ПортНьюс» поздравляет с Днем Победы!
13:07 Чистый убыток Холмского морского торгового порта в январе-марте 2024 года составил 26,5 млн рублей
12:34 Российский агроэкспорт должен достичь $55,65 млрд к 2030 году для исполнения нового «майского указа»
12:16 Sitronics KT оснастила радионавигационным оборудованием речное пассажирское судно «Иния»
11:54 Плавучий док «Сухона» проекта 02122 построят на класс РС
11:28 Экспорт зерна через морпорты Ростовской области в апреле 2024 года составил более 600 тыс. тонн
11:10 Росморпорт планирует ремонтное дноуглубление в акватории морского порта Оля
10:49 Глава FESCO Андрей Северилов возглавил комитет по транспорту Российско-Китайского делового совета
10:31 РКО продолжает наблюдение за строительством колесного теплохода проекта ПКС-180 «Аурум»
10:13 Балтзавод начал швартовные испытания атомного ледокола проекта 22220 «Якутия»
09:52 Расширены границы четырех ТОР на Дальнем Востоке и в Арктической зоне
09:35 Правительство РФ разработает план развития транспортной инфраструктуры на период до 2036 года
09:17 При строительстве угольного терминала «Лавна» в порту Мурманск произошел несчастный случай
08:58 Из порта Санкт-Петербург в Бангладеш отправят оборудование для АЭС «Руппур»
08:39 Доля российских высокотехнологичных товаров на основе собственных разработок должна возрасти в 1,5 раза к 2030 году
08:21 Опубликована деловая программа «Морского конгресса — Дальний Восток»
08:00 Владимир Путин поручил увеличить к 2030 году перевозки по транспортным коридорам в 1,5 раза

7 мая 2024

19:00 Чистая прибыль ICTSI в первом квартале 2024 года выросла на 36% — до $210 млн
18:38 «Флот РТ» возобновит перевозки пассажиров между Казанью и Ульяновском с 17 мая
18:23 Пропуск грузов и пассажиров через пункт Нижнеленинское — Тунцзян (КНР) в навигацию 2024 года откроется 11 мая
17:52 Перевозки контейнеров на сети РЖД в январе-апреле 2024 года увеличились на 9,4%
17:28 СУДС Владивосток прошла переосвидетельствование
17:01 ЮЦСС строит первые пять блоков плавдока проекта 24012 для Северной верфи
16:44 Выручка ПАО «Астраханский порт» за 2023 год выросла в 2,3 раза — до 584,4 млн рублей
16:23 Два круизных лайнера проекта А45-90.2 спустят на воду летом 2024 года
16:04 Грузооборот порта Хамина-Котка (Финляндия) за январь-апрель 2024 года снизился на 23%
15:39 Движение судов по Босфору временно приостановлено в обоих направлениях
14:56 Сроки сдачи МФАСС проекта MPSV06M «Певек» перенесены на 2026 год
14:42 Движение грузов через смешанный пункт пропуска Поярково на границе с Китаем возобновится с 10 мая
14:21 Подготовлен проект приказа о расширении пределов пункта пропуска на терминале «Новорослесэкспорт»
13:58 Патрульный корабль «Виктор Великий» и МРК «Тайфун» спущены на воду в Зеленодольске
13:36 Подход первых судов в порт Николаевск-на-Амуре со стороны моря в навигацию 2024 года ожидается 20-22 мая